Чувства
Антону всего 32 года, а он уже работает в театре 12 лет. Если, конечно, не учитывать годы из детства, которые также пришли в театре.
Мы решаем прогуляться по театру и для начала поднимаемся к сцене. Все репетиции проходят именно здесь.
Антон рассказывает о механизме под сценой, который крутит кольцо и круг. Прокрутка осуществляется нажатием специальных кнопок, так как механизм не меняли с самого открытия театра.
Подходим к пульту помощника режиссёра. Говорит, он очень древний. По его словам, в нормальных театрах все уже компьютеризировано, а тут как построили театр, так всё и стоит. За этим пультом сидит помощник режиссёра, он и управляет сценой. Открытие-закрытие занавеса, поворот круга и кольца, управление лебёдками — всё делается с помощью этого пульта.
Рядом стоит телефон помощника режиссёра. Помощник звонит в звуковой отдел и говорит, что надо давать первый звонок. Прозвучал первый звонок, и помощник сообщает об этом в микрофон. Потом, перед третьим звонком, он говорит, что артистам нужно приготовиться и называет их имена. Помощник режиссёра убедился, что все на месте, звонит в отдел света и звука и сообщает о начале. Всё, говорит Антон, после этого и начинается спектакль.
— Многие люди боятся сцены. А что ощущаете вы, выходя на неё?
— Страх. Шучу. Да ничего не ощущаю, потому что сцена — такая вещь, которая обезболивает.
— Морально или физически?
— Да по-всякому. Взять даже физические ощущения: если это не очень сильные травмы конечно, то они буквально уничтожаются. Человеческое сознание настолько мощное, что, выходя на сцену, ты становишься другим человеком, занимаешься другим делом. На сцене все потребности пропадают, но как только ты заходишь обратно за кулисы — всё, они опять возвращаются.
— Магия какая-то.
— Да, действительно, что-то необычное в этом имеется, но даже такое можно объяснить. Всё потому, что на сцене ты уже не ты, а совершенно другой человек. Понятно, что у другого человека иные потребности, вот и получается забыть о своих.
Он даже однажды порвал мениск во время спектакля, но всё равно играл. Полгода ждал операцию, не мог забыть про дикую, жуткую боль, но продолжал работать. В какой-то определённый период даже об этом забывал, не обращая внимания на больную ногу. Только когда начинался приступ, Антон обращал на это внимание.
— А после выступления что?
— После? Возникает ощущение радости. Радость от того, что у тебя всё получается. Это классное ощущение, возможно, даже эйфория. Не во время того, как ты на сцене, а именно после. А, и ещё, когда тебе хлопают.
За сценой находятся кулисы. Оказывается, у разных частей сцены есть свои названия. Задняя часть называется арьер сцены, а центр — аванс. По бокам находятся карманы. В этих карманах находятся декорации. Также сцену можно разделить на планы. На первый, второй, третий и так далее. Количество этих самых порталов зависит от идеи спектакля, но обычно их шесть.
Роли на жизнь актёра никак не влияют, но благодаря им открываются разные качества, о которых никто не догадывался. В пьесах персонаж попадает в незнакомую для артиста ситуацию. Актёр начинает задумываться, а как бы поступил сам на месте героя. Ещё сложнее показать эмоции персонажа, неестественные для артиста. В эти моменты и начинает работать фантазия.
В каждом своём персонаже Антон может узнать себя. Всё равно приходится вживаться в роль, поэтому двух одинаковых Гамлетов не бывает. В этом и прелесть актёрской профессии для него, ведь сколько артистов, столько, опять же, к примеру, и Гамлетов. Хотя текст все актёры произносят один и тот же, эмоции тоже они выражают вроде подходящие, но чем больше артист развит как личность, тем сложнее получается роль. Тем она более разнообразна и тем получается отличной от остальных. Так с каждой пьесой, с каждой ролью.
— А что должен уметь актёр?
— Да всё, — отвечает он просто и не задумываясь. — Чем больше умеет делать артист, тем лучше для него. Допустим, он делает тройное сальто, играет на пяти музыкальных инструментах, умеет выполнять трюки, неважно что, но это точно пойдёт ему только в плюс. Также актёр должен быть всесторонне развит, куда без этого.
Спрашиваю, считает ли он себя профессиональным актёром, а он, смеясь, говорит, что да, у него же так в дипломе написано.
— Что значит «профессиональный актёр»? Да, я считаю себя профессиональным артистом, другое дело, если я, например, встречусь с мастодонтом из режиссёров. Он скажет, что я не профессиональный артист и многого не умею, и он будет прав. А я скажу, что профессионал и научусь этому, и тоже буду прав. В общем, я считаю себя профессиональным артистом, а как считают другие мне пофиг.
Мифы
Мы идём по запутанным коридорам театра, потом — на этаж артистов. На этом этаже располагаются специальные комнаты для актёров, хотя что уж там, просто гримёрки. У него гримёрка не личная, а смежная с его отцом, Виктором Антоновым, заслуженным артистом России. Говорит, с удовольствием бы показал всё в гримёрке, но сейчас она занята гастролирующим театром.
Работать артистом, если сравнивать с миром, это всё равно что жить в России, считает Антонов. В том плане, что в мире много денег, а в России — мало. На самом деле, это стереотип, и можно зарабатывать деньги, работая в театре. Антон говорит, что он тому живой пример.
— Говорят, что в актёрской профессии нет ничего сложного. Это миф?
— Нет, ну многое говорят. Естественно, это миф, — иронически сообщает он.
Я хочу задать ему следующий вопрос, но он, не замечая этого, эмоционально продолжает:
— Говорят, что ничего сложного нет в актёрской профессии: вышел на сцену и кривляйся. Так иди, попробуй, если такой умный. Что случается с человеком, когда ему надо выйти на сцену?
— Это смотря, какой человек.
— От этого мало что зависит. Обычно у человека ступор, он не может подняться на сцену. Даже банально выйти перед классом и прочитать стихотворение — для многих это уже пытка. Надо вспомнить об этом прежде, чем говорить, что профессия актёра легка.
Видимо, тема стереотипов действительно не очень приятна ему, но вопросы-то надо задавать, так что на свой страх и риск я продолжила:
— Слава важна для актёра?
— Знаете, есть такое хорошее выражение, подходящее к этой теме: плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Многие говорят: «Да просто за идею работаю, мне не нужна слава». Я, конечно, не могу говорить за других, но я хочу славы, мне это нравится.
—А кому она не нужна?
—Да мало ли. Кто-то может дзен-артист, ему не нужна слава, деньги, он питается дошираком и играет в провинциальном театре. Для него такая жизнь прекрасна.
Подходим к стенду, который похож на доску объявлений. На этом стенде вывешивается распределение актёров по спектаклям. Как это происходит? Директор пишет приказ и далее списком вывешиваются имена всех актёров, играющих этом спектакле. Слева пишутся имена артистов, а справа — их роли.
Есть мнение, что актёр независим в своей творческой реализации. Антон говорит, что независим только хороший актёр. Хотя хороший спектакль — всегда тандем актёра и режиссёра.
— Пусть тебе может не нравиться спектакль, но, если есть симбиоз артиста и режиссёра, тогда уже плевать, хороший получился спектакль или плохой, в любом случае, он получился. Если есть разрозненность и артист заявляет, что он независим и будет делать то, что хочет, то ничего путного из этого не выйдет. Режиссёр ему этого не позволяет и делает все по своей задумке. Это не очень хорошо. Как сказал Бернард Шоу, имейте наглость иметь своё мнение и имейте мудрость его скрывать.