Переговорная
Я ТАК ВИЖУ
Рисовать пальцами или на планшете, быть голодным или сытым, выражать свои мысли или заниматься вандализмом — ответы на эти вопросы в историях от четырёх томских художниц
Заниматься чем-то творческим, быть голодным и никем не понятым сейчас очень модно. Instagram заполнен профилями художников, которые ежедневно постят свои картины или иллюстрации. Но что такое быть художником на самом деле? Нужно ли для этого учиться или развивать талант самому? Томские художницы (а есть и такие, и их очень много!) Надя Токарь, Диана Мартынова, Маргарита Котельникова и Юстина Портнова рассказали мне о своём взгляде на профессию.
Маргарита Котельникова
На данный момент я нигде не учусь и официально нигде не работаю, окончила в своё время школу, отходила один семестр в колледж культуры, поняла, что мне не нравится, как там преподают и ушла обратно в школу. До этого я окончила первую художественную школу, потом уехала на год жить в Санкт-Петербург, где я пыталась, что-то сотворить. Ещё поступала в этом году в Академию Штиглица, но не прошла на бюджет, поэтому не пошла учиться, а заодно разочаровалась в системе художественного образования в нашей стране, поняв, что академический рисунок — это вообще не для меня, и поэтому хочу свободно всем этим заниматься и развиваться.

Хотя тут какой момент? Высшее образование, та же Академия Репина или Академия Штиглица — это такая база, где тебе дают знание об академическом рисунке, ты становишься мастером в плане фотографичного рисунка. Ты можешь всё нарисовать с натуры, и это очень хорошая база, она, действительно, очень нужна, но не всем. Потому что я, например, хотела бы целиться на более вольный рисунок, для меня сама цель — это не полное сходство с тем, что вокруг меня, а выражение чего-то изнутри, а это — экспрессия, разлитые краски, поэтому мне, на данный, момент не нужен академический рисунок, хотя если ты им владеешь, то ты очень крут, конечно.

Художник, в моём понимании — это творец, человек, который свободно мыслит и берётся за дело, приводит все свои мысли в осязаемое состояние, так что это и тот, кто словом владеет, переносит мысли на бумагу в виде букв, и тот, кто холосты рисует, и тот, кто вандализмом занимается — это всё художники.

Когда я рисую, я часто использую всякую фигню, часто мешаю материалы, потому что у меня их вечно не хватает. Пальцами я постоянно рисую, масляная живопись — это вообще святое дело, я никогда небо кистью не рисую, только пальцами получается правильная дымка, развязанная по всему небу.

У меня в работах преобладают эмоции, всегда смешанная техника. То есть вроде как всё карандаш, графит и вдруг акрил красный поверх серого. Хотя уже сейчас для кого-то, разумеется, отошло всё ручное и много кто пользуется только техникой, а я всё не могу перейти на технику, к моему коммерческому несчастью, и рисую только ручными материалами, мне это приносит удовольствие, куда большое, нежели техника. Но и не будем забывать, что во всех классических учебных заведениях тоже рисуют всё от руки, и если ты не умеешь рисовать от руки, то ты не умеешь рисовать ни на чём.

Меня вдохновляет Исаак Рейсдал. Не знаю почему, он на самом деле ничем не отличается от других художников той эпохи, но возле его картин в Эрмитаже я могла стоять по часу. Он так отдельно выписывает маленькие кусочки, так долго, так глубоко, что смотришь на какой-нибудь деревенский пейзаж и там какая-нибудь маленькая веточка так написана, как будто вот центр вселенной и есть эта маленькая веточка.
У меня всегда в работах преобладают эмоции, всегда смешанная техника, то есть вроде как всё карандаш, графит, и вдруг акрил красный поверх серого.
Надя Токарь
По образованию я техник-строитель. В художественную стезю я попала ещё в детстве, училась в художественной школе, участвовала в школьных мероприятиях. Потом, в одиннадцатом классе, меня дергануло, и я решила стать архитектором, плюс родители говорили, что это перспективно, круто и здорово.

К сожалению, у меня не получилось поступить туда, куда я хотела, и я попала в Кемеровский техникум на строительное отделение, но я не жалею об этом, мне это действительно нравится. Хотя, наверное, это очень своеобразно для девушки, ведь я и практику проходила на стройке, тогда у меня был творческий застой. У меня опустились руки, была полная апатия к рисованию, какому-то творческому веянию, я абсолютно ничего не хотела, я просто ничего не делала. А потом оно само вернулось, оно всегда само возникает. Дальше я попала на строительное отделение в ТГАСУ, но через полгода я забрала свои документы, потому что не хотела тратить четыре года своей жизни впустую.

Вообще я задумывалась над образованием в сфере живописи, но считаю, что, с одной стороны, да, оно полезно, потому что если ты поступаешь на высшее в сфере дизайна, архитектуры и если ты именно дальше пойдёшь по этой специальности, то тебе это будет своего рода галочка, потому что твой диплом, твоё портфолио, твои практики — всё это тебе пригодится. А если ты свободный художник, то тебе этого не надо, потому что, например, я не хочу поступать в высшее учебное заведение обучаться дизайну, чтобы у меня просто так лежала эта корочка, а я просто продолжала бы рисовать, то, что мне нравиться.

Сейчас я работаю официантом в кофейне. Конкретного направления в живописи у меня нет, рисую всё, что в голове, всё, что вокруг. Также мне нравятся иллюстрации. Кстати, наверное, всё-таки сейчас иллюстрация стала особенно популярна, особенно векторная, потому что всё от детализации сводится к минимуму, и это достаточно интересно смотрится. Ты делаешь больше акцент на какие-то формы и на цвета. В последнее время я рисую тушью в смеси с акварелью и гелиевой ручкой. Ещё мне нравится работать чисто акварелью, но это достаточно сложно.

Мой любимый художник — это Дима Ребус, потому что у него потрясающе живая акварель, меня он сильно впечатлил. Я чисто случайно нашла какие-то его работы, они были простые и в них был не то, что смысл… это, действительно, был ребус. Я до сих пор слежу за работами этого художника, и очень заметно, как он растёт.
Всё-таки сейчас иллюстрация стала особенно популярна, особенно векторная, потому что всё от детализации сводится к минимуму и это достаточно интересно смотрится
Юстина Портнова
Я студентка ТГПУ, получаю художественное образование — буду учителем ИЗО, перешла на пятый курс. Я поступила туда случайно, мне всё время нравилось рисовать, но я не считала, что это прямо супер моё призвание. Сначала я хотела поступать в ТПУ, мне очень нравилась физика, все мои родные говорили, что искусство — это фигня, что ты этим не заработаешь, но в итоге всё получается по-другому. Я могу сказать, что высшее образование в сфере живописи не нужно, только когда ты индивидуально учишься у персонального учителя-художника. А когда художник сам по себе это, к сожалению, невозможно. Всегда нужен тот, кто выше тебя, на кого можно положиться.

Сама я рисую всё, рисую хоть где, хоть чем, могу рисовать дорогими масляными красками, а могу рисовать углем из костра. А если это графика, то всегда присутствуют пальцы.

Для меня художник — это, наверное, просто человек, мыслящий нестандартно и позитивно мыслящий, потому что он должен видеть красоту во всём, а красота — это всегда хорошо. Даже в каком-то омерзительном поступке художник может увидеть, как кто-то красиво двигает рукой, например. То есть человек может быть сам художником по душе, а что касается именно изобразительного искусства, то, во-первых, это художник, который отображает действительность, то есть он не должен рисовать картинки для Instagram, я эту тему вообще не люблю. Люблю, когда человек делает для людей — это художник, он отражает проблемы, он отражает хорошую реальность и, конечно же, владеет техниками.
Даже в каком-то омерзительном поступке художник может увидеть, как кто-то красиво двигает рукой, например
Диана Мартынова
Я училась в первой художественной школе, потом окончила ТГУ, до этого ещё училась в ТГПУ. Я считаю, что высшее образование для художника является базовым. Есть такая штука, что нужно разделять мастерство и образование. Много художников в эпоху Возрождения и даже позже были иногда очень хорошими мастерами, то есть нельзя сказать, что они не были художниками. Но дело в том, что образование — это как дорога. Это азы. Например, как мы можем ходить в магазин и жить, не зная таблицы умножения и не умея считать цены на продукты? То есть ты банально придёшь в магазин и не сможешь посчитать, сколько тебе надо заплатить, чтобы купить воды, надо постоянно у кого-то спрашивать или чувствовать, сколько стоит вода. И в художественном мире то же самое: если ты не изучил базу, то ты постоянно думаешь, как что-то сделать, постоянно фантазируешь и ничего не можешь, потому что ты просто не знаешь.

Я всегда говорю, что люди, которые профессиональны в своей области — это золото среди песка. Они всегда очень ценятся, не важно, какая это область, творческая или нет, а в творческой особенно, потому что здесь важен элемент таланта и поэтому очень востребованы профессиональные и компетентные люди. Когда художник говорит, что не может заработать, это не потому что работы нет, а потому, что чаще всего он боится реализовывать свои данные, он стесняется, боится коммуницировать с людьми. Проще ничего не делать, говорить, что нет работы, но работы всегда много. Главное просто не боятся и быть смелее, делать то, что тебе нравится.

После окончания университета я начала преподавать сначала в первой художественной школе три года, а до этого я также работала с ребятами с особенностями развития, с которыми я занимаюсь и посей день. В этом году я начала работать во второй художественной школе, там занимаюсь выставочной деятельностью и преподаванием.

Для меня художник — это какой-то великий человек, который, в первую очередь, делает мир лучше, освещает его, он как бы искренний и искрящийся, светится просто. Я не видела художников, которые не светятся. Все, кто занимается изобразительным искусством, всегда насыщенные и у них всегда такой здоровый вид. Счастливые — я бы их так назвала. Поэтому я придерживаюсь такого мнения, что художник — это счастливец, который переваривает какие-то светлые и высокие эмоции.

Вследствие переваривания мной эмоций, я рисую, выражаю свои чувства через техники абстракции. Нельзя сказать, что вот тут я нарисовала гитару, а здесь — вазу, такого у меня нет. Я рисую просто какие-то пятна, линии экспрессии, а каждый зритель уже видит свои образы, именно этим меня и привлекает абстракция.

Когда я на палитре размешиваю краски, я иногда думаю: «Божечки мой, это же Леонардо да Винчи пятьсот лет назад рисовал точно так же!». Я живу в таком веке, где есть интернет и рисую как пятьсот лет назад — это какая-то фигня, наверное. Почему до сих пор не придумали новых материалов, почему наши современные технологии не придумали новых красок? Видимо, не время ещё. А вообще для меня важна материальность, чувствовать саму краску, чувствовать пигмент, чувствовать саму кисть, а когда всё цифровое не совсем то по ощущениям.
Я не видела художников, которые не светятся. Все, кто занимается изобразительным искусством, всегда насыщенные и у них всегда такой здоровый вид. Счастливые — я бы их так назвала
Текст: Игорь Громов
Фото и репродукции работ предоставлены героями материала