Рубрики
ПЕРЕГОВОРНАЯ
Даша АВЕРИНА:
«Говорить со мной надо громко, но не кричать!»
Как быть счастливым в тишине и слышать все ноты жизни
«Когда падаешь с лошади, главное — успеть увернуться, чтобы лошадь на тебя не наступила. Когда я в первый раз упала с коня на полигоне, то должна была сама встать, сама успокоить его и идти за тренером. Второй раз это произошло, когда была без седла. Иногда я катаюсь без седла — это упражнение для осанки, чтобы научиться держаться на лошади», — поясняет моя собеседница, миловидная, уверенная в себе семиклассница. Осанка у Даши — на зависть! Но, чтобы понимать её речь, пришлось сначала приспособить свой слух.

В июне медиацентр «Штурман» стал частью первого отряда загородного образовательного Центра для школьников «Солнечный». Участницей смены была и Дарья АВЕРИНА, которую зачислили во второй отряд, как и многих других детей из Томской области с нарушениями слуха.
Сила привычки

Нарушения слуха у Даши были обнаружены случайно, года в три-четыре. Она ходила в самый обычный детский сад при ТГУ, где работала мама, и все дети там были детьми маминых коллег. Сверстники лишних вопросов не задавали, им было интересно играть и общаться с Дашей, весёлым и открытым ребёнком. Ведь всем маленьким детям прощается неидеальная дикция и нестандартное произношение звуков.

Сейчас Даша учится в самой обычной томской школе, где проблемы со слухом — у неё одной. Бывает трудно. Даша считает, что учителя любят говорить очень тихо и даже шёпотом. Это её раздражает. Но она привыкла.

Сложности возникают, например, на диктантах или на предметах, где встречаются слова, которые обычно не используются в повседневной жизни, или иностранные слова с особым произношением. Ещё на физкультуре и баскетболе, в зале, когда возникает эхо, становится достаточно сложно ориентироваться, так как звук деформируется. Даша привыкла и к классной руководительнице, которая сама имеет проблемы с дикцией.

Сверхчеловек

«Родители никогда не говорили мне, что я не такая как все», — делится Даша. —  Честно говоря, мне приятно ощущать себя, с одной стороны, такой как все, но в то же время и не такой как все".

Ещё в начальной школе Даша поняла, что такое друзья. Когда начались насмешки и даже пришлось терпеть побои от одноклассников за то, что отличалась от общей массы. К такому не привыкнешь. Помогла поддержка девочек из класса, которые успокаивали и защищали, а также поддержка мамы и учителей.

Сейчас всё стало спокойно. «За мной даже мальчики бегают», — смущённо сообщает Даша. —  Я могу практически всё. Я достигла этого сама, опытным путём. Были взлёты и падения, но я всё равно шла к своей цели. Где-то родители тренировали, где-то учителя помогали. Чаще всего мне дают упрощённую форму экзаменов или не засчитывают некоторые ошибки, это очень большой плюс в моей ситуации.

С ребятами второго отряда (для детей с нарушениями слуха — прим. автора) мне интересно, потому что у нас много общего, мы как одно целое. С глухими мне тоже нравится общаться, правда, я жесты плохо понимаю, но люблю узнавать что-то новое. Мне нравится общаться с людьми, которые не совсем как другие, но стараются быть как все. Я неплохо и с обычными людьми общаюсь, у меня много друзей в классе, почти все девчонки".

Сурдопереводчик и вожатая второго отряда Алиса СЕМЕНЫЧЕВА так отзывается о ней: «Даша Аверина — классная девчонка! Активистка, участница всех мероприятий, идейный человек, умная и интересная. Это её выделяет не только среди глухих, но и в принципе среди людей!»

Чаще Даша считает себя обычным человеком, особенно, когда находится в коллективе обычных людей и может делать то же, что и другие. Но всё меняется, когда возникают проблемы, связанные с аппаратом, и это иногда тяжело. Даша не отчаивается, тем более, что друзья считают её сверхчеловеком, потому что, несмотря на слуховые аппараты, она занимается баскетболом и конным спортом.

Даша на Аполлоне
Диагнозещё не приговор?

Даша знает свой диагноз: нейросенсорная тугоухость III-IV степени. «Когда я снимаю аппараты, слышу хуже. Я вижу, что мне люди что-то там говорят, но не понимаю слова и звуки конкретно. И терпеть не могу людей, которые говорят тихо или шёпотом, ведь тогда я слышу только шуршание и дыхание человека, но никак не слова». Вопрос «Чего ты больше всего боишься в жизни?» приводит Дашу в замешательство. Помолчав, отвечает: «Я боюсь остаться глухой навсегда. Я с опаской спрашиваю у мамы результаты ежегодной аудиограммы. Страшно, когда понимаю, что в любой момент могу переборщить с воздействием звука на барабанную перепонку (например, через наушники), и она просто лопнет. Тогда я останусь глухой навсегда. Это, правда, страшно».

Пятая группа

Людям с пятой группой здоровья (*Пятая (V) группа здоровья — дети с тяжёлыми хроническими заболеваниями, тяжёлыми врождёнными пороками развития в состоянии декомпенсации, т. е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды) нельзя заниматься никакими видами спорта. Но несмотря на справку об инвалидности, Даша добилась возможности участия в чемпионате по баскетболу. И назло общепринятому мнению о пресловутых ОВЗ (ограниченные возможности здоровья — прим. автора), всё равно играла. Конечно, тут помогла мама, которая стремилась доказать, что дети с инвалидностью тоже могут заниматься спортом. Школа сдалась, и Дашу допустили к занятиям адаптивным спортом. Даша не понимает: как могут слуховые аппараты мешать заниматься спортом, если сейчас она даже не чувствует их в ушах?

Люди и лошади

С 9 лет Даша занимается конным спортом. Считает, что заметила за собой особенный талант: лошадь легко к ней привыкает. Почти сразу начинает сахарок простить, тереться. «Это очень мило. Приятно осознавать, что такое красивое большое животное тебя любит», — улыбается девушка.

«Я обожаю ощущение полёта на лошади через препятствия, ветер, развевающий волосы, неописуемое чувство свободы… Лошади — красивые, умные, грациозные животные. Рядом с ними радостно, спокойно, хочется их гладить часами напролёт. Верхом особенно чувствуешь эту свободу и лёгкость. Человек и лошадь становятся едины, где-то всадник поможет лошади, где-то наоборот. Оба начинают мыслить в такт и помогать друг другу. Лошадь понимает всадника без слов».

Любимую лошадь Даши зовут Госпожа Охара. А выступала она на орловском рысаке по имени Аполлон. Даша считает эту породу очень красивой, изящной, лёгкой. Может часами рассказывать про аллюры (врождённые особенности хода породы, при котором лошади выставляют ноги по очереди) и породы лошадей. Признаётся, что самые классные — арабские скакуны: «Из-за того, что у них больше позвонков, чем у других пород, они имеют „другой профиль": не прямой, а с изящным изгибом».


Даша — патриот
«Я обожаю ощущение полёта на лошади через препятствия, ветер, развевающий волосы, неописуемое чувство свободы…»
Мечта

Даша любит музыку. Иногда пытается петь и сильно огорчается, когда не получается, хотя слух у неё есть. Хорошо, что дома ей петь никто не запрещает. Но на сложные песни пока не хватает дыхания. Однако Даша уверена, что это дело тренировок, и мечтает пойти на хор.

Она считает, что если у человека есть талант, какие-то знания и стремления, то человек добьётся многого. Зная основы, например, ноты в музыке, можно достичь успеха, если действительно захотеть и приложить к этому усилия.

Любимое место отдыха Дашиной семьи — это Шерегеш (горный курорт на Алтае — прим. автора). Летом поднимаются на подъёмнике и ночуют в палатках, зимой катаются на сноубордах. То же ощущение полёта и свободы…

Даша хочет быть ветеринаром, заниматься именно лошадьми. Это очень сложная тема, и таких специалистов действительно мало. Клиник, где оперируют лошадей, две на всю страну. Она намерена развивать это направление.

Будь человеком

Люди с особенностями слуха встречаются среди представителей разных профессий. В Томске есть глухой фокусник, глухие актёры (о театре «Индиго» мы тоже обязательно напишем), глухие таксисты, мастера спорта и сурдлимпийские чемпионы. Изо дня в день они пытаются радоваться жизни, развиваться и расти профессионально.

Они среди нас. Не спеши смеяться и показывать пальцем, когда услышишь странную речь. Возможно, этот человек просто не слышит ни себя, ни тебя. И ты можешь помочь: разве трудно сказать громче или повторить что-то?

Помни, что многие читают по губам, старайся воспроизводить звуки чётко и артикуляционно правильно. Теперь и ты знаешь, что быть человеком с особенностью слуха — значит быть человеком с теми же интересами и стремлениями в жизни. Только им требуется ещё больше усердия в достижении своей цели.
Текст
Софья ЧУРУБРОВА
9-й класс
Июнь 2021