Терапевтом я в принципе быть не хотел. Думал насчет хирургии, поэтому проходил практику на протяжении всего обучения в хирургическом отделении. Мне это было интересно — я задерживался на кафедре на полтора – два месяца, когда обычно практика длится две или три недели. Но потом я понял, что не хочу работать по специальности, где будет постоянный контакт с пациентами — нервы дороже.
— То есть главным фактором при выборе профессии был минимальный контакт с больными?
— Это сыграло свою роль, но на самом деле «патанатомия» — очень интересная специальность, потому что специалисту для работы нужно знать всё. Также ещё один плюс — время на раздумья. Если у хирурга возникает внештатная ситуация, то ему нужно срочно принять решение. Мы же можем проконсультироваться с другими специалистами, изучить информацию в справочниках.
— Как родители отнеслись к вашему выбору?
— Нормально, но я заранее их к нему готовил. Мама в студенческие годы хотела стать экспертом-химиком и работать в судебной экспертизе, но впоследствии передумала. Поэтому, когда я определился со специализацией, сказал ей: «Мама, ты тоже хотела идти в "судебку", поэтому не надо тут». К тому же в патологической анатомии больше плюсов, чем минусов — сокращенный рабочий день, длительный отпуск и доплаты.
— Нужно обладать определенными качествами, чтобы стать патологоанатомом?
— Да, но, во-первых, должно быть желание пойти в эту специальность. Во-вторых, студенту необходимо обладать внимательностью и усидчивостью, потому что при работе с биопсиями необходимо долго разбираться — понять, что в них находится и оценить все дальнейшие изменения в организме.
— Когда впервые присутствовали на вскрытии, испытывали чувство страха?
— Нет, потому что в медицинском вузе с самого первого занятия по анатомии тебе дают груду человеческих костей, названия которых нужно через неделю знать. В такие моменты появляется страх не перед костями, а перед тем, что ты не успеешь всё выучить.
Да, и по анатомии сначала изучаются кости, потом части трупов, органы — начинаешь привыкать во время обучения, и на третьем курсе это не кажется страшным или безобразным.
Чувство страха к моменту первого препарирования не было, а скорее присутствовал интерес, потому что всегда было любопытно узнать, как это происходит.