ТОВАРЫ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ
Букинистические магазины — это своего рода литературная барахолка, секонд-хэнд, где вместо вешалок с одеждой представлены полки с книгами, которые теперь уже могут поведать не только истории, рассказанные автором, но и свои собственные. Один из старейших магазинов такого плана в Томске, «Пётр Макушин», приоткрыл для нас свои двери, за которыми гармонично и мирно размещаются книжный магазин и антикварная лавка. Зайдём?
Почему Макушин?
«Пётр Макушин» — магазин в первую очередь букинистический. Директор, Наталья Кустова, работает здесь уже давно и рассказывает о нём с теплотой и любовью.
«Пётр Макушин» был открыт в 1991 году на базе магазина «Политическая книга». Не сложно догадаться, что назван он был в честь Петра Ивановича Макушина, мецената, которому томичи обязаны открытием первого книжного магазина в Сибири в 1873 году. Также Пётр Макушин имеет отношение и к открытию Томского Государственного университета.
— Название нашего магазина — это некоторая дань уважения сибирскому просветителю Петру Ивановичу Макушину, а также напоминание томичам о его деятельности в сфере образования и культуры, — объясняет Наталья Кустова.
«Пётр Макушин» располагается в здании, когда-то являющимся Доходным домом Макушина, где находились книжный магазин, библиотека, переплётная мастерская, газета «Сибирская жизнь» и остальные плоды активной работы известного деятеля.
Книги на любой вкус
В плане ассортимента, представленного в магазине, «Пётр Макушин» универсален. Можно найти и специальную литературу, и пособия по гуманитарным наукам, и художественные произведения. Для гуманитариев, лириков и просто любителей провести вечер с чаем за книгой, укутавшись в плед, тут уж точно будет настоящее раздолье, особенно, если ты любишь старые издания с узнаваемым запахом потертых страниц.

— Выбор большой. Книг с уклоном в технические направленности, конечно, меньше, но, если поискать, найти можно всё. Большой выбор музыкальной литературы, так как мы работаем с музыкальными издательствами России, — замечает директор магазина.
Порой в букинистическом находят и так называемые раритеты. Такие находки повышают престиж магазина. Некоторые и не подозревают, что даже в их домашних библиотеках можно найти данные «сокровища», но продавцы «Петра Макушина» точно знают цену подобного эксклюзива.
— Бывает такое, что у нас имеются редкие ценные книги, которые уже не выпускаются, а также не числятся в других магазинах; книги, которые были изданы малым тиражом; произведения незаслуженно забытых авторов и так далее. Иногда менеджеры магазинов не знают каких-то авторов, потому не заказывают некоторые издания, но на всякую книгу найдётся свой читатель. На самом деле покупатель, чаще всего, ищет определенную книгу, и, находя ее, уже видит в ней ценность — в этом прелесть букинистов.

Сам возраст книги никак не отражается на её цене, вопреки распространенному, но ошибочному убеждению. На это влияют, скорее, экономические и корпоративные факторы
К чести нашего молодого поколения книжные магазины и, в частности, «Пётр Макушин» довольно часто посещают дети, подростки, молодые люди, что не остается без внимания работников букинистического магазина.
— Самостоятельные покупки совершают лет с 10. Конечно, преимущественно взрослые представители составляют контингент покупателей, но то, что молодежь интересуется, не может не радовать.

Что читают томичи
Как замечают наблюдательные консультанты книжного магазина, особой концентрации внимания на какой-то определенной специфике литературы нет. Но любопытный факт: в подавляющем большинстве мужчины инспектируют полки с книгами, содержащими информацию об оружии, технике, войне, истории и так далее. Вроде, вполне ожидаемое заключение, но неужели томских романтиков и поэтов становится все меньше?
— Популярностью пользуется всё: если человек любит поэзию, он берёт поэзию, если изучает историю, то заинтересуется материалами по истории и так далее — всё просто, каждый ищет что-то своё. Мужчины всегда только у тех прилавков, — пояснили мне работники магазина, попутно указывая на большое скопление мужского пола около стеллажей с книгами в темных обложках.
Определение ценовой политики, в свою очередь, зависит от того, проводилась ли переоценка в издательстве. Если нет, то цена книги будет низкая, если же проводилась, то, вероятнее всего, книга по стоимости будет дороже.
— Сам возраст книги никак не отражается на её цене, вопреки распространенному, но ошибочному убеждению. На это влияют, скорее, экономические и корпоративные факторы, — объясняет Наталья Кустова.
Конечно, определить, какие книги востребованнее — старые или новоизданные — даже опытным продавцам нелегко. На вопрос, касающийся этой статистики, я ответа не получила. Но можно догадаться, что любители старых потрёпанных изданий приходят в букинистические именно за такими экземплярами.
Антикварная лавка
Однако не только книги ищут покупатели «Петра Макушина».
Если ты думаешь, что олдскул — порождение XXI века, то спешу заявить, что ты явно заблуждаешься, ведь антиквариат пользовался популярностью задолго до твоего рождения. Но и в наше время остаются ценители, коллекционеры и распространители вещей, напоминающих о далеком прошлом, и все эти характеристики можно уместить в одной профессии — антиквар. Один из представителей этой редкой породы профессионалов, Юрий Луковников, владеющий антикварной лавкой в «Петре Макушине», рассказал мне о тонкостях работы в антикварном бизнесе.
Изначально Юрий Борисович просто увлекался антиквариатом. Но к двухтысячным годам, а точнее в 2001, любимое дело стало ещё и делом его жизни — его бизнесом.
— Это была склонность, и впоследствии работа совпала с любимым занятием. Хотя начал я примерно в 2000 году, но интерес проявлял и раньше.
За время работы Луковников наблюдал, что антиквариат представляет собой нечто большее, чем просто дизайнерское дополнение к интерьеру. Вещи из предыдущих эпох — это, прежде всего, исторический артефакт, своеобразный «привет из прошлого». Кроме того, попадаются и настоящие арт-объекты, нередко встречающиеся среди статуэток, икон, бюстов и т.п.

— Конечно же, антиквариат не может называться просто элементом декора. Некоторые вещи из тех, что хранятся в моей лавке, по праву могут называться произведениями искусства. Но, даже несмотря на это, каждая из них рассказывает историю нашей страны. Как я и сказал, антиквариат нельзя обозначить, как простую безделушку, вписывающуюся в антураж. Это было бы слишком легковесно, — поясняет антиквар.

На что спрос?

Любопытно, что история антиквариата в России берёт свое начало еще в XVIII веке. Что же всё ещё держит его на плаву? Опытный антиквар, каким является наш герой, отвечает однозначно: хороший антиквариат никогда не падает в цене. Есть определенный слой людей, знающих цену качественным товарам данного рынка, то есть ценители. А также ценители знают, что какие бы метаморфозы ни потерпела валюта, антиквариат ценности не потеряет. Таким образом, эти вещи не только бесценные предметы искусства или исторические свидетельства, но и специфические капиталовложения.
— Всегда есть некоторое количество людей, склонных коллекционировать предметы антиквариата. Они понимают, что он всегда будет иметь спрос и что создавать подобные коллекции не только приятно, но и выгодно.
Иногда вещь хранит не только историю страны, но и свою собственную. Как отозвался об этом явлении мой собеседник, это не часто случается, но иногда всё же бывает известно, откуда пришла вещь, кем был её хозяин, в какое время она была создана. Указывать на это могут самые разные признаки, будь то внешние маркеры — датировка, указание места производства или рассказы предыдущих владельцев.
— Если известно, откуда вещь пришла, то, само собой, рассказать о себе она может значительно больше. Такие вещи бывают очень редко. Если же нет, то остаётся только догадываться, что с ней было раньше. Никогда не знаешь, какие тайны вещь может в себе скрывать. На мой взгляд, это очень любопытные случаи: покупаешь вещь, а в ней — изюминка.
По секрету Юрий Борисович поведал мне, что бывают моменты, когда вещь слишком хороша, чтобы её продать. Антиквар фактически так привязывается к ней, что просто не может продать её. Тогда в ход вступает любимая игра антикваров: понравившаяся вещь остаётся у продавца ненадолго, до того момента, пока она ему не надоест, а после уже вновь занимает своё место на прилавке.
— Однозначно, то, что ложится на сердце, остаётся. Причём это может быть в любой отрасли, из разных направлений: монеты, статуэтки, иконы, значки — не имеет значения. Иногда что-то снова выставляется на продажу. Но любой антиквариат, можно сказать, имеет душу. И порой ты просто не в состоянии расстаться с тем, с чем связан духовно.


Текст: Анисья Бушуева
Фото: Дарья Шинкевич