МНЕНИЯ
В чём главный секрет шахмат?
или Карандашик, дружелюбие и подушка
Одна из самых известных игр на Земле — шахматы. Примерный «возраст» этой чёрно-белой игры 1400 лет. В чём секрет её долголетия?
Ребёнок, который приходит в шахматную школу, через два года кардинально меняется. Тренер Морозова связывает это конкретно с шахматами. Во-первых, это помогает в школе: нужно учиться выдерживать время урока, вести себя, сосредотачиваться, принимать решения самостоятельно. Во-вторых, это коммуникация, когда два друга садятся играть вместе и учатся спокойно проигрывать, воспринимать это просто как игру. Практически все успешные люди играли в шахматы. Это фундамент, основа личности. Одна из первых вещей, которым нужно учить ребёнка.
Сыграем?
Инна Николаевна МОРОЗОВА — тренер по шахматам в Детско-юношеской спортивной школе № 7 города Томска уже более 15 лет. Очень любит детей. Считает, что в образовании можно работать только в одном случае: если ты действительно хочешь этим заниматься и тебе это интересно. Шахматы у неё везде: в машине, дома, на работе, на даче.

Принимала участие в интересном эксперименте: в Томске создавали шахматный интернат. Собирали одарённых детей со всей области, и они жили там круглосуточно. Инна Николаевна работала там как педагог и воспитатель. В это время там преподавал первый международный мастер в городе Томске Олег ЛОСКУТОВ. Туда привозили детей, которые очень любили эту игру. Кроме школы они ходили на занятия шахматами по два раза в день. Задачей Инны Николаевны было дать детям базу, тот объём знаний, с которым они потом могли бы пойти в профессиональные шахматы, или продолжить просто играть.
Вы их «готовить не умеете»…
Сами шахматы — это не только спорт. Умение принимать самостоятельные решения и мозг, привыкший решать необычные задачи, — пригодятся в любой деятельности. Поэтому особенно важен первый этап, когда нужно заинтересовать ребенка, увлечь его. Часто говорят: «Ой, ну шахматы — это же не интересно, это скучно». Вам неинтересны шахматы, потому что вы их «готовить не умеете», — смеётся Ирина Николаевна. — На первом месте все эти профессиональные, педагогические навыки. Если педагог занимается тем, что ему самому не интересно, за ним не пойдут другие. В гору с тобой полезут те, кого ты убедишь в том, что там классно и здорово, а ты можешь убедить в этом других, только если сам точно знаешь, что там классно и здорово. Всё остальное — фальшь".
«Секретик шахмат такой: чем больше играешь, чем чаще проигрываешь, — тем лучше играешь»
Секрет шахматного духа…
Достаточно ли просто играть с родственниками? Если у вас замечательная бабушка или дедушка, который внука очень любит и сам играет, конечно, это очень важно. Здесь происходит общение поколений. Но, когда вы приходите в профессиональную школу, вы попадаете в эту шахматную среду. Ребёнок видит всех детей, количество тех, кто тоже увлечён этим делом. Он чувствует шахматный дух. Мы занимаемся с детьми с сентября, потом интерес снижается, потому что задачи становятся сложнее, а думать не очень хочется. И мы идём в гости к соседям. А там столько детей, которые играют!

У меня был мальчишка, который ходил с подушкой заниматься. Он пришёл совсем маленький, но у него такой интерес… Дома занимался с папой и мог дальше с ним играть дома. Но начинающий обязательно должен видеть своих сверстников, то количество детей, которые этой игрой «заражено». И парнишка пришёл на соревнования с подушкой, начал играть со старшим, а ему пять лет. Он сел на эту подушку и пат сопернику поставил очень быстро. У него такой внутренний спортивный стержень и отсутствие страха.

Секретик шахмат такой: чем больше играешь, тем лучше играешь. Чем чаще проигрываешь, тем лучше играешь. Потому что мы все через опыт получаем что-то.

Чтобы ребёнок захотел играть в шахматы, нужно иметь шахматы дома. Как только родитель приводит его в школу, включается в этот шахматный мир, дома сразу должны появиться шахматы. И чем они будут ярче, крупнее, тем легче ребёнку будет воспринимать их.
Что дают шахматы?
1
Колоссальную стрессоустойчивость
ты учишься проигрывать
2
Возможность выстраивать какие-то комбинации в голове
3
Способность принимать решения
И принимать их самостоятельно
«Можно я буду рисовать?»
Мы всё проходили: фигуры, ходы, играли. Девочка сидела на первой парте, и она каждый раз говорила: «Ой, а можно я буду рисовать?» И первый год играла очень мало, крутилась, делала всё, что хотела. Мама говорила: «Мы, наверное, зря сюда ходим», — я говорила, чтобы оставили её в покое, пусть ходит. И получилось так, что в конце года она выдала такой результат, которого вообще не ожидал никто: все уже решили, что шахматы, видимо, ей не нужны. Она слушала по-другому. Теперь она профессиональный игрок и представляет Томскую область. Но два года она просто рисовала. Поэтому ребёнку важно воспринимать информацию так, как он хочет. Кто-то внимательно смотрит, кто-то в этот момент может что-то рисовать. Важно не ограничивать и не мешать каждому идти своим путём.
«Теперь это профессиональный игрок и представляет Томскую область. Но два года она просто рисовала…
Шахматист или программист?

Мне кажется, человеческий фактор более важен. Есть очень много разных ходов, есть уже просчитанные партии. А в человеческой игре важно общение, обмен энергиями.

Это нельзя исключать. Конечно, когда ребёнок много играет через компьютер, это здорово. Но ему нужно выходить на сверстников, на обычных людей, не закрываться, играть хотя бы онлайн, когда вы можете видеть лица друг друга.
NB!
Число возможных уникальных шахматных партий больше числа электронов во всей Вселенной. Количество мельчайших частиц материи составляет около 10 в 79 степени, в то время как число неповторяющихся шахматных комбинаций более 10 в 120 степени.
Что важно при обучении?
Важно каждому ребёнку дать возможность не бояться сделать неверный шаг. В чём разница: решать карандашиком или ручкой? Ребёнок может решать хоть фломастером, но у него не будет возможности переходить. А с карандашом есть возможность попробовать несколько вариантов. Благодаря этому, ребёнок успокаивается. Он знает, что, сделав неверный ход, он возьмёт резиночку, сотрёт и пойдет заново. Сначала это остаётся в подсознании, а потом страх пропадает совсем.

Важно не давать никакой оценки, чтобы ребёнок не потерял интерес. Пусть ходит, рисует. Главное — не мешать. Ещё нужно поддерживать нерешительных детей, которые переживают — вдруг не получится, как бы не расстроить родителей. Есть задачи очень похожие визуально, так что сложно понять сразу, какая сложнее. Более сложное задание даётся ребёнку, который впереди, и попроще — тому, кто отстаёт и переживает из-за этого. В результате, неуверенный ребёнок решает задачу быстрее, чем уверенный. Это помогает уравнять эмоциональное состояние. Должен включаться индивидуальный подход. Ведь нужно эмоционально удержать ребёнка, чтобы он остался и продолжил заниматься.
«Какие умения развивают шахматы? Логическое мышление, умение заранее просчитывать последующие действия, а так же дружелюбие и уважение к сопернику.
Дружелюбие и уважение
Что думают о шахматах наши сверстники, мы тоже узнали.

Антон ПАТЫШЕВ, 15 лет, ученик Томского физико-технического лицея.
У нас был кружок в детском саду, и я начал заниматься. Мне очень понравились шахматы, и я перешёл в профессиональную школу.
Поначалу это было как хобби, да и сейчас это также интересно мне. Это помогает расслабиться, найти новые знакомства.

Сейчас у нашего тренера занимаются три человека. Нам показывают разные дебюты, то есть игру с самого начала, дают головоломки и задачи. Например, задания, где мы должны продолжить игру с определённой позиции и получить в итоге наиболее выгодную.
Я согласен с тем, что чем старше игрок, тем выше его мастерство. Это можно подтвердить тем, что важной составляющей мастерства каждого является опыт. Если человек только начинает и у него уже хорошо развиты тактика, стратегия, то он будет отлично играть, но не так, как игрок постарше с теми же умениями. Например, его скорее выиграет 50-летний, который играет уже 20−30 лет.
Какие умения развивают шахматы? Логическое мышление, умение думать наперёд, заранее просчитывая последующие действия, а также дружелюбие и уважение к сопернику.

Антон ПАТЫШЕВ
15 лет, ученик Томского физико-технического лицея
84 турнира
За последние пять лет Антон ПАТЫШЕВ принял участие в 84 турнирах разного уровня, в двух из них одержал победу:
1
Tomsk Chess Cup
2016
2
Соревнования по быстрым шахматам
посвящённые международному Дню шахмат, 2017
Да, в настоящее время очень популярны бои шахматистов с искусственным интеллектом. Хитрее, конечно же, программист, если он может создать программу, которая будет в сотни-тысячи раз сильнее любого мастера. Но при этом шахматист обладает человеческими качествами, которых не имеет программа. Он может изобрести что-то. И нередки случаи задач, которые не может решить какой-нибудь движок-программа, которая просчитывает позиции на много ходов вперёд (100, 200, 300).

Почему шахматы считаются спортом, если труд, в основном, умственный? Наверное, потому что спорт — не только физические действия. Это соревнования, постоянное соперничество, наличие турниров, призов…

Вспоминаю такой случай: когда мне было восемь лет, я обыгрывал больших дяденек, чему они очень удивлялись. А когда я играл с глухонемыми, они могли меня обматерить. Вообще, меня много дяденек материли в 8−9 лет на шахматах, это дедушки обычно. Да, кстати, о развитии дружелюбия…

Я думаю, что моё мастерство будет расти и я буду играть намного лучше, но вряд ли добьюсь какого-то мирового уровня. Я занимаюсь не так усердно, это всё ещё остаётся хобби для меня. Но, как минимум, сама игра — это наслаждение.
  • Софья ЧУРУБРОВА
    9-й класс
    Текст, иллюстрация на обложке
  • Вадим ЖУКОВ
    9-й класс
    Фото
  • Ирина ЛОБАНОВА
    9-й класс
    Текст