Образование по-новому
Истории в картинках или новая мифология?
Как комиксы перевернули мир слушателей «Открытого университета»
«В рамках проекта «Открытый университет» в ТГУ стартуют новые публичные лекции, посвященные комиксам как мифологии современности. Ученый университета расскажет, как социальные и этические запросы общества воплощаются в супергероях», гласило анонсное объявление на сайте Томского государственного университета. Даже и добавить нечего, просто бежим туда!
Дмитрий Коньков
Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Древнего мира, Средних веков и методологии истории Томского государственного университета.
Читает курсы «История Древней Греции и Древнего Рима», «Отечественная история», «Философия», «Этика», «Политология», «История социальной работы», «Гендерология и феминология», «Демография», «Методы исследования в социальной работе». Увлекается комиксами.



Вековая аудитория университета заполнена отнюдь не студентами, а настоящими гиками разных возрастов. Справа от меня мальчишка лет десяти, поминутно поглядывающий на светящийся экран под партой, видимо, не самый большой поклонник комиксов. Неподалеку от него сидят две милые старушки, внимательно конспектирующие каждую новую мысль лектора. А впереди девушка за ноутбуком стремительно печатает паучими пальчиками, коллега очевидно. Под прицелами фотокамер и внимательных зрительских взглядов на фоне огромного слайда с плакатом «Конана Варвара» сосредоточенный человек за ораторской трибуной увлеченно вещает об эволюции комиксного движения.

С чего всё началось
Курс «Комиксы как мифология современности: от богов к супергероям», состоит из шести лекций и представляет собой обзор становления американской индустрии комиксов в тесной связи с историей общества. Забегая немного вперед, скажу, что по окончании семестра нам удалось немного пообщаться с автором лекций — доцентом кафедры исторического факультета ТГУ Дмитрием Коньковым. Вот что он рассказывает о неожиданной идее и её воплощении в стенах университета:

— Я просто написал эту тему среди других аннотаций, которые были посвящены чисто историческим сюжетам, то есть которые преподаются в университете. Но информационно-рекламному отделу понравилась именно тематика комиксов. А мне просто это нравится, и я решил про это рассказать.

— С чего началось достаточно необычное для кандидата исторических наук увлечение комиксами?

— Просто я был подростком, когда комиксное движение только начиналось, когда это было очень редким явлением, экзотичным. Это казалось очень привлекательным, потому что это нечто очень заманчивое, яркое и недоступное. Мне это понравилось тогда, и в принципе мне это нравится до сих пор. А сейчас это стало наконец-то доступным.

Комиксы дошли и до нашей России. Окунуться в фэнтезийную атмосферу героизма и свободы, в американскую мечту подростков прошлого века удалось и томичам.

Что такое филактер?
На первой встрече историк поставил вопрос о рождении и философии жанра супергероического комикса. Оказывается, подобия современного комикса появлялись уже в 18-19 веках в Европе, затем в Америке. Примечателен газетный стрип Ричарда Аутколта под названием «Yellow kid» (жёлтый малыш), относящийся к 1885 году. Его автор впервые наделил персонажей графической истории даром речи тем, что изобрёл всем известные облачка для прямой речи, которые, кстати, именуются филактерами. Но это всё ещё так называемый Каменный век комиксной истории.

Последующие лекции были посвящены детальному разбору остальных периодов истории становления комиксной индустрии. Всего их выделяют пять: Каменный век (до 1938), Золотой век (1938-55гг), Серебряный век (1956-70гг), Бронзовый век (1971-85гг), Современный век (с 1985).

Расцвет комиксных историй или Золотой век знаменуется выходом в июне 1938 года Action Comics #1 (частной серии новообразовавшегося Detective Comics) о Супермене, первом в истории супергерое. Принципиально новый архетип в искусстве графических новелл положил начало новой культурной эпохи. С этого момента вся дальнейшая комиксная индустрия имела вектор фантастики, супергеройства и параллельных вселенных. Теперь комиксы штамповались по канонам, а действующие лица обязательно должны были быть супергероями, а именно неизменно выполнять главные критерии: скрывать свою личность, бороться за справедливость, переживать море приключений и злоключений, иметь интригующий любовный интерес. В Золотые годы DC, быстро покорившее олимп всенародной популярности, разразилось кипой культовых, даже эпохальных персонажей: Пластик, Песочный человек, Бэтмен, Чудо-женщина, Зеленый фонарь, Капитан Америка, Флэш, Аквамен и многие другие.
В СССР комиксов не было, были только какие-то намеки, стёбные моменты. Советский Союз осмеивал Супермена, не имея понятия, что это вообще такое.
Marvel или DC?
Капитану Америке, как отражению Второй мировой войны, и мифологичной троице DC: Супермену, Бэтмену и Чудо-Женщине были посвящены отдельные лекции. Кандидат исторических наук показал интересную параллель между образами Супермена и Иисуса Христа. Например, Супермен был послан из космоса (с планеты Криптон) «богом»-отцом для спасения землян, как и Христос; в первых комиксах земную приемную мать Супермена звали Мария; концепт-арт «Смерть Супермена» с большой точностью имитирует «Снятие Христа»; главный антогонист Супермена Лекс Лютор невольно наводит на мысли о Люцифере. Однако, создатели (кстати, евреи по национальности) категорически отрицают религиозный подтекст.

Бэтмен — реалистичный супергерой или городской миф. Далее была рассмотрена общественная необходимость появления мрачного, готического, нуарного ужаса, летящего на крыльях ночи, как отголоска гангстерских 30-х. Говорили также о переосмыслении образа героя художниками Серебряного, Бронзового, Современного веков. И напоследок затронули тему идейного поиска женщины-супергероя и главную икону феминизма — образ Чудо-женщины.

На громадном экране калейдоскопом мелькало великое множество колоритных обложек легендарных комиксных новелл. И как среди такого разнообразия выбрать что-то одно? Интересно, какой любимый комикс у нашего лектора, некогда прочитавшего более 5000 историй.

— Сложно сказать. Я нахожусь в такой ситуации, как Али-баба, который попал в пещеру разбойников. Всё в коврах, зеркалах… И я хочу всё сразу, но понимаю, что физически не могу себе это позволить. У меня лежит огромное количество книг, комиксов, которое мне хотелось бы прочесть. Но мне некогда, я делаю лекции про них, но не могу их читать. Из тех комиксов, которые я вообще когда-либо читал, мой любимый, наверное «Хранители». А из недавно прочитанных, мне дико понравилась «Бэтвумен», там шикарный рисунок Вильямса — это что-то умопомрачительное.

В 1960 году на мировую арену выходит еще одна глыба комиксного издательства — Marvel. Человек-паук, Фантастическая четверка, Невероятный Халк, Железный человек, Призрачный гонщик, Люди Икс и другие новые характеры.

Началась вечная конкуренция, и одновременный симбиоз, вознесший культуру комиксов на мировой массовый уровень, что сегодня даёт нам право сопоставлять комиксы с мифологиями Древнего мира.

Продолжающаяся уже почти век полемика двух главных комиксных домов не могла не стать одним из лейтмотивов университетских лекций.

— А все-таки DC или Marvel?

— Провакационый вопрос… — смеясь, отвечает наш лектор. — Наверное, DC я предпочитаю больше, но мне очень интересен и Marvel. Они разные и каждый по-своему очень классный: DC пафосный, классический, очень супергероический, традиционный; Marvel старается быть ближе к народу, быть более «попсовым» и молодёжным.

Big fail мира комиксов
— Сейчас вообще в целом большой big fail, некий кризис в комиксном мире наблюдается, — признаётся автор комиксного семестра Дмитрий Коньков. — Однако очень хвалят последний перезапуск DC 2016 года. Будем надеяться, что в скором времени нас ждет очередной революционный взлет супергероического жанра. Должны появиться новые этические идолы, отвечающие запросам именно нашего времени. Ведь каждый человек, мечтает иметь идеального кумира, пример для подражания.

— Дмитрий, а с каким супергероем вы себя ассоциируете?

— Интересные у вас вопросы, — смеётся наш герой. — Я абсолютно доволен тем, какой я сейчас есть. В подростковом возрасте хотелось быть героичным, брутальным, мужественным. Но в СССР комиксов не было, были только какие-то намеки, стёбные моменты. Советский союз осмеивал Супермена, не имея понятия, что это вообще такое. Поэтому с супергероями я себя не ассоциировал никогда. Это как прийти в Третьяковку, где каждая картина рассказывает свою историю. Можно ходить бесконечно, не ассоциируя себя с картинами, наблюдая, изучая, кайфуя, наслаждаясь, погружаясь и выныривая. Это то, чем я занимаюсь всю жизнь — путешествую по разным мирам. Но жить нужно в реальности. Геройство в жизни вполне реально, просто нормальным человеком нужно быть.

Текст: Мария Шемякина