ПЛАНИРОВАНИЕ карьеры
Со второго курса факультета
журналистики — в телевизор!
История профессионального пути телевизионщика
Всё чаще в оправдание отказа от обучения в университете можно услышать что-то в духе: «Да там никакой практики! Зачем тратить столько времени на теорию» Но бывают студенты, которые своим примером доказывают обратное. Они и в вуз поступают, и пробуют себя на практике.

«Штурман» пообщался с журналисткой Алёной Сягровец, которая после второго курса обучения на факультете журналистики НИ ТГУ уже начала работать по специальности. С утра на «парах», вечером — на съёмках, ну или наоборот. О том, как совмещать приятное с полезным — в нашем разговоре.
Профиль: Алёна Сягровец, студентка 3 курса факультета журналистики ТГУ, телекорреспондент медиа-холдинга ГТРК «Томск»

История начала практики

Все началось после окончания второго курса факультета журналистики ТГУ. Тогда Алёну ждала первая в её жизни практика на телевидении. В качестве места работы она выбрала ГТРК.

— Любовь случилась с первого же дня! Помню, конечно, как по ладоням ёжики бегали, я безумно волновалась, хотелось зарекомендовать себя как хороший профессионал. Во время практики приходила в контору с первыми лучами солнца, уходила под закат, время летело, мне хотелось как можно больше успеть сделать, научиться новому. Сама рабочая атмосфера меня очень вдохновляла.

Осознание того, что вот, рядом со мной сидят мастера своего дела, калачики-то тёртые уже, и вот ты, молодой, зелёный наравне с ними делаешь ту же работу, кайф!
Улыбка не сползала с лица вообще, в рабочем процессе мне нравилось всё — от контрольного созвона с респондентами, чтобы убедиться, что съемка в силе, до финишной начитки уже написанного текста сюжета.
Интересно, а какой фронт работы у практикантки Алёны был в самом начале. Наверное, студентам поручают выполнять более легкие работы — что же делала она?

— Меня отправляли на очень разные съемки: от объезда строящихся объектов города с и.о. мэра Томска Михаилом Ратнером до пасеки в селе Кривошеино.
Алёна на производстве нефтегазохимической компании «СИБУР»
Свет, камера, мотор — вы в эфире! Алёна делится, что во время первого эфира самым большим страхом было подвести команду: сбиться с мысли, упустить важные детали в сюжете.

— Помню, что инфоповод для своей первой съемки нашла самостоятельно. То был портретный сюжет девочки-томички, победительницы чемпионата WorldSkills по направлению электромонтаж. Заинтересовало, что сфера-то больше с мужской половиной населения ассоциируется. Стало интересно, нашла её контакт, связалась, договорилась о съёмке. Шеф-редактор одобрил.

Было очень волнительно! Боялась подвести и себя, в первую очередь. Надо же показать свои навыки во всей красе, всё, чему научилась на опыте и в универе. Микрофон тогда в руках у меня дрожал, ладони потели, хорошо, что вопросы я подготовила заранее. Сюжет получился добротный, хороший, помню, что я осталась довольна.

Опыт и знания для работы: с чем пришла Алёна на телевидение.

— Опыта работы корреспондентом на ТВ у меня не было. Но с детства хотелось «залезть в телевизор», и вот мечта маленькой Алёны осуществилась.

Честно, основы, которые дали в универе помогли, но на какое бы место работы ты потом не пришёл — тебя везде будут переучивать по-своему.
Везде свои нюансы, правила, акценты. Есть непоколебимые вещи, константы для журналистов. Те самые азы, которым меня научили на факультете. Всё остальное оттачивалось уже непосредственно в полях, в рабочем процессе.
Наверняка, все было не так просто, как может показаться. Часто новички сталкиваются с тем, что многое не умеют, все новое приходится усваивать в процессе работы. На пути в телевизионщики встречается много сложностей — Алёна поделилась своими.
Мой опыт, скорее, исключение из всех правил.
Серьёзных проблем у меня не было.

»
— В начале мне удалось найти контакт с редакцией, операторами и монтажёрами. Я считаю, что от хорошей межличностной коммуникации и умения работать в команде зависит многое. Работать на съёмках было не сложно, а
любопытно и интересно! Я всегда знала, о чём говорить в кадре.

Наверное, основной проблемой была скорость написания текстов к сюжетам.
Мне кажется, поначалу я очень много времени тратила на это, мне нужно было всё выверить, отслушать на несколько раз.

Я для себя сразу эту проблему определила и начала прорабатывать. Сейчас скорость, действительно, улучшилась.


Что помогло? Во время интервью я раньше фокус ставила на том, чтобы задать все вопросы, не обращая почти внимания на ответы — эту работу оставляла себе на потом. Всё отслушать, расшифровать и затем писать текст. Теперь же главный акцент — именно суть ответов, главные мысли. Если я слышу уже потенциальный синхрон (устное сообщение человека в кадре — прим. ред.), который вставлю в сюжет, отмечаю в голове, в каком моменте это было сказано, чтобы потом быстрее найти в исходниках.
Переходный момент

Производственная практика подходит к своему логическому завершению. По правилам и установленным нормам она длится в районе четырёх недель. Но вся сложность в том, что Алёна по-настоящему влюбилась в то, чем занималась на протяжение месяца. Генерирование идей для сюжетов, съёмки, работа в редакции — всё, отчего у неё горят глаза. Что же она сделала для того, чтобы остаться?

— Помню, в последний день практики расчувствовалась. Так не хотелось уходить. Ехала в автобусе, внутри всё сжималось, не могла поверить, что это конец. Не может такого быть. И ведь, правда, не может. Случилось то, что должно было: обо мне уже тогда сказали начальству, были готовы оставить на работу. Нужно было только самой решиться, ведь я ещё учусь на очном, впереди минимум 2 года обучения. Но меня настолько сильно охватила эйфория, желание развиваться здесь, бывать в местах, куда простым смертным вход запрещен, общаться с такими разными людьми, что сомнений у меня не было. И я осталась. Чему обе стороны оказались очень рады.
Подробности работы на телевидении
Кухня производства новостей: много ли задействуется людей и времени для производства одного выпуска?

— Я как корреспондент во время подготовки своего материала успеваю поработать с респондентами, оператором, водителем, монтажёром, шеф-редактором. От выезда на съемку до готового сюжета в эфире иногда путь составляет 2-3 часа. Всё-таки это новости, работать нужно оперативно. Но такие случаи бывают нечасто.

В среднем уходить на работу в полях может от 15 минут до 1,5 часов, смотря, что и где вы снимаете — здесь учитывается всё. На написание и монтаж сюжета может уходить от часа до нескольких. Тоже всё очень индивидуально и ситуативно.

Работа или учеба: как Алена совмещает всё вместе?

— Это был самый главный вопрос перед началом работы. Боялась, что учебой придётся сильно пожертвовать в пользу реальной рабочей практики на телевидении. Но, скажу вам, грамотное распределение времени спасёт в любой ситуации. Последняя сессия у меня «красная». Работа не помешала продолжить хорошо учиться. Здесь на руку сыграли наши реалии. Дистант позволил мне выходить на пары прямо с рабочего места, что часто меня спасало.

Отношение к учебе, действительно, изменилось. Раньше она была моим главным приоритетом. Теперь же я понимаю, что в каких-то моментах, мне эти знания уже не нужны, я сама их добыла путем проб, ошибок и стараний. Стала я проще относиться к учёбе, вот что.

Корреспондент — профессиональная мечта или этап?

— На данным момент я думаю, что работа на региональном телевидении — это яркий старт моей профессиональной жизни. Когда-то это была моя цель, сейчас я строю ещё более грандиозные планы на будущее.
Не хочу останавливаться в развитии. Пока что я ещё постигаю искусство корреспонденции, потом — буду двигаться дальше.
Если у вас остались вопросы — пишите Алёне ВКонтакте, она будет рада помочь :)
Текст: Алина Ибатуллина
Фото предоставлено героем