Томск
А ТЫ ХОЧЕШЬ «ЕСТЬ»?
Как прошёл первый гастрономический фестиваль в Сибири?
Чтобы стать дегустатором, совершенно необязательно получать специальное образование и учить заумные термины. Достаточно лишь прийти 30 и 31 августа на парковку перед торговым центром «Изумрудный город», где проходит фестиваль «Есть». Не успел? Тогда давай расскажу, как это было.

Празднику быть!
Как сообщают организаторы события, на пару дней взорвавшего соцсети томичей, изначально фестиваль «Есть» задумывался как небольшое мероприятие для представителей томского общепита — познакомиться, поделиться опытом и тихонько разойтись по домам. Однако ещё в процессе подготовки мероприятия стало понятно: фестиваль будет масштабным.

—Хотелось бы представить на фестивале городских ресторанов нашим горожанам точки общественного питания, которые есть в нашем городе. Тут есть разная еда: моллюски, шашлыки, бургеры, тортики и ещё много всего, — рассказывает Оксана Березина, организатор фестиваля. — Вообще у «Есть» есть глобальная цель: создать новый вид досуга, который запомнится каждому участнику. В дальнейшем мы хотим сделать этот фестиваль ежегодным.

Гастрофестиваль в цифрах
Поели и посчитали
30 000
человек посетили первый Сибирский гастрофестиваль «Есть»
10
кулинарных мастер-классов провели маэстро кухни
37
заведений были представлены на фуд-корте фестиваля
279
публикаций в Instagram с официальным хэштегом фестиваля #яидуестьаты
... и с чем его едят?
На фестивале «Есть» было представлено 37 заведений фуд-корта, где каждый мог найти что-то на свой вкус. Каждый участник смог заглянуть в закулисье кухни и увидеть, как же на самом деле готовится их любимая еда.

На территории праздника можно было не только есть, но и наблюдать за процессом приготовления еды. Если же тебе хотелось научиться готовить изысканные кулинарные шедевры самому, то специально для таких людей проводились мастер-классы по приготовлению разных блюд как на главной сцене, так и в отдельном секторе «Мастер-класс».

Помимо этого, в течение двух дней проводились кулинарные поединки, участниками которых были представители зоны фуд-корта.

Детям тоже было чем заняться на этом мероприятии: для них была оборудована отдельная зона, где они могли поиграть в конструктор «Lego» или порисовать. В первый день фестиваля рядом с этой зоной маленькие любители поесть могли поиграть в футбол на искусственной траве.

— Мы с бабушкой проехали свою остановку и увидели вывеску фестиваля «Есть», я захотела посмотреть, что же тут происходит, — говорит Маша Карташова, маленькая жительница города. — Купили мороженое, обошли всё и послушали классную музыку.

Образовывайся, друг
На карте фестиваля можно найти отметку «Лекторий». Лекторий — это площадка под шатром с 35 местами, где проводятся 16 образовательных лекций в сфере гостеприимства.

— Я сейчас был на лектории, где проводили лекцию собственники «Буланже», — рассказывает Олег Саратов, начинающий бизнесмен. — Так как я хочу развиваться в ресторанном деле, мне очень полезно послушать советы от уже состоявшихся людей в ресторанной сфере. Классно, что можно вот так напрямую задать им вопросы, ведь о таком ни в одном учебнике не напишут.

Для тех, кто не интересуется лекциями, есть ещё развлечения — фотозоны. Тут гости фестиваля могли создать креативные фотографии и выкладывать в Инстаграм под специальным хештегом. Лучшие фото попадали в ленту фестиваля.

Несколько стартапов было представлено на фестивале, так как это отличный старт для малого бизнеса, для остальных — способ рассказать о своём деле больше. Кто-то поднял проблемы экологии и начал шить сумки-шоперы, кто-то решил продавать полезные продукты.

— Я думаю, что такие мероприятия необходимы людям. Здесь можно рассказать о полезном питании и сделать так, чтобы люди начали есть правильную еду. Мы хотим своим примером показать, что питаться правильно — здорово и совсем несложно, — делится Моника Хапова, руководитель-идеолог магазина «Живое Питание».
Ночь провалов
В рамках «Есть» Сибирский центр дизайна решил порадовать жителей города в последний день лета и провести в Томске «Ночь провалов» или, как её называют по-модному, «Ночь факапов».

FuckUp Nights — мировое движение, где участники делятся своим неудачным опытом в бизнесе и проектах. В этот раз своими историями поделились владельцы бизнеса в сфере гастрономии.

— Я расскажу несколько историй, которые связаны с нашими курьерами и сотрудниками, какие нелепые случаи с ними происходили, а таких случаев было немало, — смеётся Анастасия Береснева, совладелец кондитерской «Xo.bakery». — Однажды курьер после развоза всех заказов не приехал за зарплатой и не отвечал три дня. Потом он звонит и говорит: «Насть, да я вышел, меня за неуплату штрафов взяли, но я всё, могу дальше торты возить».

Это не конец
На протяжении двух дней новые проекты оценивала специальная комиссия. Выигрышем для лучших стартапов была стажировка по всей России, а для победителя — в любой точке мира.

— Мы сами не понимаем, как стали победителями, наверное, всё дело в том, что мы классные, а наши тако — вкусные. Но самая большая победа — то, что мы приехали на фестиваль такой огромной и дружной командой, — делится успехом Роман Резапов, руководитель мексиканского такобара «Chupito». — Наша команда увидела очереди, горящие глаза посетителей и поняла, что город нас ждёт.

— Я очень рада, что провожу последние часы лета здесь, — рассказывает Анастасия Леушкина, гость первого гастрономического фестиваля. — «Есть» объединяет людей, помогает увидеть старых знакомых и обрести новых друзей.


Текст: Майя Довгаль
Фото: Мария Лоскутова