Сплошные даты и цари
Нужен ли нам обязательный ЕГЭ по истории?
С каждым годом экзамены становятся всё сложнее, а требования к выпускникам всё выше. Сейчас все одиннадцатиклассники сдают два обязательных предмета — русский язык и математику, а к 2022 году их число увеличится вдвое. Одним из новых экзаменов для каждого выпускника станет история. Нужен ли нам этот экзамен? И если да, то в той ли форме, в которой существует сейчас? Есть несколько мнений на этот счёт.
  • Алексей Жигулёв
    выпускник, занимается программированием
    Вне зависимости от того, понадобится мне история в будущем или нет, я считаю, что вводить данный предмет как обязательный не нужно, так как в российских школах сейчас не могут дать надлежащий уровень знаний и навыков, необходимых для успешной сдачи этого экзамена. Лишь небольшой процент школьников владеет нужными знаниями, полученными, скорее всего, из дополнительных источников информации, а не в школе. А абитуриенты, у которых данный предмет не является необходимым для поступления, лишь потратят свои время, силы и деньги зря.
  • Тамара Голодникова
    учитель истории и обществознания в гимназии №24
    Как педагог, я считаю, что сдавать историю необходимо всем. Данная наука является одной из самых важных в жизни любого школьника. Но если и сдавать её на экзамене, то в формате двухступенчатой оценки учеников: базовая и профильная история. На базовом уровне будут требоваться общие знания: основные даты и термины. Профильная часть, несомненно, должна быть гораздо сложнее. Её будут сдавать лишь те, кому это понадобится для дальнейшего изучения. Тот формат ЕГЭ, который существует сейчас, можно отнести скорее к профилю, чем к базе. Предмет является очень сложным.

    Человеку, как россиянину, история, конечно, нужна. А вот как школьнику — не всегда. Ведь задача среднего образования не в том, чтобы подготовиться к поступлению, а в том, чтобы вложить в головы учеников знание и понимание истории. И наша проблема в том, что большая часть населения воспринимает обучение именно так. Я считаю, что это неправильно. Образование должно расширять кругозор, формировать личность. По большому счёту, подготовка к экзамену должна состоять не в том, чтобы прорешивать варианты ЕГЭ, а в получении информации и умении использовать её в требуемой форме. Сама школьная история не ставит перед собой цель подготовки к экзамену.

  • Юлия Решетникова
    выпускница, сдаёт ЕГЭ по истории, чтобы поступить на филфак
    На данном этапе жизни, я, как человек, сдающий историю, могу с уверенность сказать — нет, обязательный ЕГЭ по истории не нужен. В первую очередь, нам преподают данный предмет неправильно. В учебниках излагается сжатый материал, не раскрывающий всю суть того или иного события, и не дающий самостоятельно оценить свои знания. Мы не анализируем информацию, а лишь пропускаем её через себя. На уроках в школах совершенно не учат работать с историей. Как и любой гуманитарный предмет, у истории есть своя «философия», которой нас, естественно, не учат. Школьникам дают лишь факты, отрезая возможность пытливому детскому уму изучить вопрос самостоятельно, углубиться в предмет. У учеников, в большинстве своём, нет необходимых навыков, требующихся на экзамене. Также школьникам, не понимающим или даже не знающим историю, очень сложно найти хорошего репетитора, удовлетворяющего их финансовому положению и уровню знаний.
  • Галина Алишина
    доцент кафедры истории и документоведения Факультета исторических и политических наук ТГУ
    Смотря, какой это будет экзамен, и о чём. В таком формате, как он существует сейчас, — нет. Я, как преподаватель истории, работаю и со студентами, сдававшими этот предмет, и с учащимися негуманитарных факультетов. И объединяет их одно: у большинства очень однобокое представление о данной науке. Зачастую от термина «история» у них рождается ассоциации лишь с датами и царями. Поэтому, мне кажется, в школьном образовании есть смысл подумать не о ЕГЭ, а об акцентах в изучении истории. Ведь школа может привносить научную составляющую в познание истории.

    Я бы очень хотела, чтобы в школе познание истории велось с позиции того, что это наука, изучались принципы её работы. Что информация, данная в учебнике — это некий продукт, за которым стоит какой-то источник, его исследователь и методы работы с ним. Ведь прошлое не абсолютно. Мы не можем познать его буквально, так как эти события уже прошли. Гораздо полезнее было бы заниматься в школе именно этим, нежели заучиванием каких-то позиций, от которых многих школьников воротит.

    Лично я бы вводила в школы больше практик, работ с материалом, проектное обучение. Школьники должны понимать, что и они тоже создают историю. Здесь и сейчас. Только так нужная информация отложится в их головах. И они не будут бояться забыть что-то на экзамене. Ведь если вы понимаете — вы не забудете.

Текст: Полина Петрова
Иллюстрация: Полина Колосова