томск
Стиль жизни — импровизация
Как томичи создали юмористическое шоу и сделали его делом жизни
Так себе театр — и нет, это не наша оценка какого-то театра, а название импровизационного юмористического шоу, которое создала команда «Такие» в Томске девять лет назад. За это время они собрали не один зал фанатов их жанра, стали чемпионами «Импровизация. Команды» на ТНТ и уверенно сделали юмор частью своего профессионального пути.

О том, какое место в их жизни занимает импровизация, они рассказали нам сами — давайте уже читать!
Всё началось с шоу «Так себе театр» в 2013 году. Всего в команде сейчас четыре человека, нам удалось поговорить с тремя из них.
Команда «Такие» создают свои шоу только в жанре импровизации. Это когда выходишь на сцену и на ходу придумываешь наполнение своего выступления. Может быть опорный сценарий, в котором обозначена тематика шоу, подобраны специальные гости, придуманы форматы взаимодействия с аудиторией, но сами шутки придумываются в процессе.
Сергей Игуменшев
Сергей Игуменшев — один из участников проекта «Так себе театр»
История Сергея
Расскажите, в чём заключается ваша основная деятельность, и как вы пришли в индустрию юмора?
— Я работаю ведущим утреннего канала «Однажды утром» на «Томском времени», работаю ведущим корпоративных и некорпоративных мероприятий всевозможных. Как попал в индустрию юмора? Попал на втором курсе, когда меня позвали в КВН. Как-то вот так всё завертелось, закружилось, начал играть в КВН, потом более на профессиональном уровне: премьер-лига, высшая лига. Познакомился с многими КВНщиками, организовывал и вёл лигу в Томском государственном университете, открытая лига КВН университетов она называлась. Был там редактором. Как-то мы познакомились с Русланом Мирзахановым, Сергеем Слесаренко и с Женей Гольц.

В какой-то момент мы с Русланом работали на радио в холдинге одном и где-то на кухне как-то разговаривали про импровизацию. Руслан тогда создал театр «Так себе театр» и позвал меня в него. Тогда Жени и Сергея там не было.
Поделитесь историей создания «Так себе театра». Как собирался ваш коллектив?
— Сначала так себе театр выступал в «Театро», точнее даже в «Малине» (бар в Томске — прим. автора) — это были такие маленькие мероприятия. Потом доросли до большого зала «Театро» и привозили звёзд. Потихонечку коллектив менялся и рос: кто-то уезжал, кто-то уходил, брали новых. И в итоге вот так всё случилось, что в какой-то момент нас стало четверо: я, Руслан Мирзаханов, Евгения Гольц и Сергей Слесаренко. Они тоже все КВНщики, тоже все поиграли в разных лигах вместе-не вместе. Я с Серёжей в одной команде играл и с Женей тоже. С Русланом только не играл, но в итоге в «Театре» мы образовались вот так вот.
Команда «Такие»
Руслан Мирзаханов, Сергей Игуменшев, Евгения Гольц, Сергей Слесаренко — участники проекта «Так себе театр»
Что лично для вас значит импровизация? Почему этот жанр?
— Когда мы первый раз видели импровизацию, это был какой-то YouTube-ролик «No Brain Theatre», который создал Коля Куликов. Это такой знаменитый достаточно человек, он потом стал сценаристом, написал сценарий для, по-моему, «Легенда семнадцать», «Движение вверх», «Я худею». И вот у него был такой театр первый импровизационный, и нас. Конечно, это сильно увлекло, потому что да, это был прямо глоток свежего какого-то воздуха юмористического направления. И мы решили пробовать и, конечно, очень большое было отличие от юмора, который мы привыкли писать. Который сидишь, пишешь часами — выписываешь шутку, чтобы она стала легендарной, идеальной.

Тут же всё рождается буквально на ходу, не нужно готовиться, но по факту, как бы это в кавычки возьмем — «не нужно готовиться», потому что на самом деле к импровизации нужно очень, очень сильно готовиться. Различается написание юмора в разных жанрах: там ты сидишь и делаешь какие-то разгоны, выписываешь юмор. Здесь же ты нарабатываешь инструменты, которые потом применяешь на сцене — инструменты импровизации.Ну и сиюминутный юмор, он как-то как будто бы всегда смешнее, потому что к нему больше кредита доверия, он рождается здесь и сейчас, и люди на него более живо всегда реагируют.

А когда, допустим, ты смотришь выступление команды КВН или стендап-комика, ты думаешь: ну да, это ты придумал, молодец, подготовился, но как-то на меня это не повлияло. Когда же ты смотришь импровизационное какое-то действо, ты как будто участвуешь как будто вместе с импровизатором. Живешь в этом моменте, и поэтому у тебя всё веселит намного больше.
Евгения Гольц
Евгения Гольц — одна из участников проекта «Так себе театр»
История Евгении
Что лично для вас значит импровизация? Почему этот жанр?
— Потому что этот жанр одновременно и сложнее, и легче, чем всё остальное. Сложнее, потому что это импровизация: нет никакого сценария, ты выходишь на сцену и не знаешь ни слова из того, что через секунду будешь произносить. А чтобы расти, надо выбирать то, что сложнее. Но вообще, второй аргумент для нас более действенный — не нужно ничего придумывать заранее. Не надо учить никакие слова! Готовить реквизит, шить ростовой костюм бобра в ночь перед игрой. Кто играл в КВН, — поймёт. Вообще импровизация — как суперсила для артиста. Люди знают и видят, что ты выкручиваешься и шутишь на ходу, и, если ты делаешь это хорошо, им кажется, что ты почти супергерой. Придумывать шутку на ходу и слышать в ответ сильнейшую реакцию — самые невероятные эмоции.
На выступлениях вашей команды в Томске всегда много зрителей, как вам кажется, почему так много людей любят ваше творчество?
— Ну, во-первых, мы такие одни. Это, так сказать, уникальное предложение на рынке развлечений Томска. И как пишут сами зрители: «каждый концерт неповторим», ведь он не заготовлен, поэтому даже самый постоянный зритель каждый раз видит что-то совершено новое. Мы всегда добавляем в шоу новые форматы и чередуем классические, самые популярные и любимые в нашем исполнении. Вообще, причин много, на мой взгляд. Но, боюсь, можно захлебнуться в самохвальстве. Людям просто нравится смеяться, людям хочется доброго, весёлого, актуального, жизнеутверждающего юмора — такие эмоции всегда в цене.
Что, как вам кажется, заставляет смеяться сибиряков на ваших выступлениях? Какой тематики эти шутки?
— Когда смешно — тогда смешно. Везде смеются от хороших шуток, вне зависимости от их тематики. В Сибири зритель тёплый, это точно можно сказать. Томичи не жадничают, отдают энергию. А ещё люди у нас интеллигентные, это все отмечают. Но не душнилы! Любую шутку примут, если она небанальная.
Вы неоднократно участвовали в шоу «Импровизация команды» (юмористическое шоу на телеканале ТНТ) — отличается ли чувство юмора аудитории при выступлении в других городах?
— Если говорить конкретно об этом проекте, то выступления на зал поклонников ИК («Импровизация команды» — прим. автора) порой немного отличается. Средний возраст зрителя там бывает чуть ниже наших привычных зрителей. Какие-то олдовые по темам шуточки бывают не близки совсем молодой аудитории. Но, в целом, правило работает всё то же: когда смешно — тогда смешно. Ну и надо сказать, проект ИК соревновательный, а это подразумевает немного другой настрой у юмора — баттловый. Мы концертный коллектив, «биться насмерть» — не наш вайб. Долго перестраивались на этот лад, были слишком добренькими.
Самая лучшая шутка рождается здесь и сейчас
Она о том, что произошло на сцене, в зале, о том, что заметили все присутствующие. Такая точно будет оценена зрителем — это причем совет на все случаи жизни!
С чувством юмора рождаются или его приобретают? Как это было у вас?
— Думаю, как и у всех талантов, к этому есть разная степень предрасположенности. Как «пальцы пианиста» или определенные врожденные физические данные у спортсменов. К счастью, порог входа в юмор намного ниже, чем у всего остального. Приобрести навык смешить может каждый, кто очень желает. Можно научиться писать шутки и играть их, существуют разные курсы, книги и прочее. Самое сложное бывает определить свою органику — то, в чём ты очень естественно смешон. Ну и, конечно, придумать сильную шутку, увидеть смешное в обычном — это не всегда просто. У некоторых это всё происходит интуитивно, а кто-то не находит это никогда.

У меня, как и у многих, юмор из семьи, мой старший брат очень смешной, он меня нещадно веселил в детстве, очень красочно пересказывал истории, изображал разных персонажей, я много от него переняла. И с самого детства тоже пыталась всех смешить. Любила юмористические передачи, комедии — смотрела всё. И как-то сама просекла, что у шуток есть формулы, и что получается конкретно у меня рассказать и чем рассмешить. Сколько себя помню, запоминала как можно больше анекдотов, чтоб было, что рассказывать во дворе.
Руслан Мирзаханов
Руслан Мирзаханов— один из участников проекта «Так себе театр»
Что, как вам кажется, заставляет смеяться сибиряков на ваших выступлениях? Какой тематики эти шутки?
— Не считаю, что юмор сибиряка как-то кардинально отличается от юмора «уральца». Это тонкая грань, построенная на шутках, актуальных для зрителя (Например, про Томск, учёбу в университете или снег). Зритель всегда смеется над тем, что действительно смешно и понятно. Это извечные темы, проблемы, события. Смешно — смеётся. Не смешно — не смеётся.
Вы неоднократно участвовали в шоу «Импровизация команды» — отличается ли чувство юмора аудитории при выступлении в других городах?
— Конкретно на съемку приходят люди, которые любят движение «Импровизации»: съёмки, звёзд и т.д. Туда надо сильно хотеть, чтобы попасть, но даже их чувство юмора не отличается от тех, кто приходит на наши концерты. Правила смешной шутки работают всегда и везде. Они такие же люди, как и мы.
С чувством юмора рождаются или его приобретают? Как это было у вас?
— Я думаю, что это врожденное, но выработанное и выточенное на протяжении долгой работы. Чувство юмора, как чувство вкуса — либо есть, либо не лезь в это.
Мнения разные, но каждое из них в интересном ключе раскрывает отношение к юмору и зрителю. Импровизация не только стала жанром работы наших героев, но и в чём-то стилем жизни.
Если публикация оказалась для вас
интересной — отмечайтесь :)
Текст: Артём Озерчук
Фото: архив героев