Иван Лёвкин: «Нужно пройти определённый путь, а какой — никто не знает»


Black Star, современный кинематограф, хейтеры, музыкальные клипы, — всё это в интервью с парнем из Сибири, показавшем стиль, Иваном Лёвкиным.
С чего ты начинал?
— Первый раз я нажал на кнопку записи в 2011 году, тогда я катался на BMX (велосипед, предназначенный для трюков ред.). В то время была очень крутая команда из Остина (Техас), в которой пацаны тоже катались, у них был очень хороший оператор (по совместительству участник команды). Он очень серьёзно занимался видеосъёмкой, и у них были самые крутые видео на тот момент. Я думаю, что даже если он сейчас что-нибудь снимет, то это тоже будет интересно, хотя он давно уже занимается другими вещами.
Я тоже решил попробовать снять видео, потому что мы катались каждый день и хотелось это запечатлеть. У меня был фотоаппарат, неважно, как я на него заработал, но он просто валялся. Я продал его и купил Canon 550D. Снял видео, буквально на минуту, один день из жизни: просто как трюкачим.

Ты сам учился работать с видео?
— Да, но я один раз проконсультировался с тем парнем, который снимал райдеров из Остина, я отправил ему своё видео, расписал вопросы, и он мне ответил спустя два дня большим письмом. В начале это было важно для меня, потому что я знал, какие вопросы задавать. Наверное, таких называют самоучками. В России просто движуха очень медленно идёт, и люди больше переживают за себя, а не за развитие культуры, но я этого не осуждаю.

Были ли дурацкие или абсурдные идеи для клипов?
— Слушай, скорее нет, мне ближе классика. Я вдохновляюсь кино или какими-нибудь историями. Просто знаю, что над подобными безумными идеями работает не один человек, а компания людей, друзей, таких же безумных, как и ты сам, все вкладывают что-то своё. Притом, что эти команды зачастую не ограничены в ресурсах: у них есть чуваки, которые могут сделать ту же безумную графику, есть операторы. Когда ты не ограничен, то у тебя, разумеется, и идеи не заканчиваются. Это прикольно смотреть, но делать безумные клипы я не планировал, и мне это особо не нравится.

Ты сказал, что тебя вдохновляет кино, какое?
Последний фильм, который я посмотрел и который меня впечатлил, это «Полночь в Париже» Вуди Аллена. Фильм рассказывает интересную историю. Чувак приехал в Париж, вроде на свадьбу и каждый раз оказывался в определённый день в Париже другого времени. В полночь он переносился на половину века назад: во времена жизни Дали и прочих маститых ребят. Операторская работа простая и свет естественный, но история такая прикольная, что я смотрел и не мог оторваться. Такие фильмы меня реально направляют.
В последнее время мало чего интересного в кинотеатрах, поэтому я жду 2019 год, должен выйти новый фильм Квентина Тарантино.
— Для кого из русских исполнителей ты снял бы клип бесплатно?
— Я ждал этот вопрос на самом деле, в обед об этом думал как раз. Я не могу так сказать. Но вот единственный человек, с кем я бы хотел плотно поработать, точнее даже не хотел бы, а работаю уже, но пока мы ничего масштабного не сделали, это Рома Капелла (Capella), томич наш. Для меня это музыкант, делающий крутые проекты, и я бы хотел чего-нибудь сообразить с ним, но свои сложности имеются всегда и везде.

— Я знаю, что ты принимал участие в видеоработах Black Star, можешь рассказать, о том, как вышел на них?
— На самом деле, цели выбираться на них не было. Просто ситуация была такая: я тогда ещё жил в Томске и работал в офисе одной фотостудии. Заходят ко мне Рома и Чест и говорят: «Мы песню написали, давай ты нас снимешь» и дали VHS камеру, чтобы я снял их одним кадром, а я такой: «Блин, отстаньте», и мы растянули фон, выставили свет и сняли версию клипа к песне «Мой лучший друг» и выложили в сеть. Рома отправил это всё Тимати и ему понравилось, он захотел вписаться во всю эту тему, но изменил текст. Через два-три дня Честа позвали в Москву снимать клип. Тиман был за границей и, пока летел в Россию, написал свой куплет. Cаня переписал свой и Рома переделал музыку. Чест позвонил мне и предложил полететь в Москву, так как я тоже имел отношение к этому проекту. Я бегал там с камерой, снимал бэкстэйдж. У меня просто был свободный вход на площадку и было разрешено взаимодействие с артистами. Потом мы улетели в Томск, а через месяц я переехал в Москву. Вскоре со мной связался продюсер Black Star и сказал, что они посмотрели мои фотки и видосы со съёмок, им понравилось, и они позвали меня работать.

Версия Ивана Лёвкина, снятая на VHS-камеру
Клип Саши Честа и Тимати «Лучший друг», реж. Павел Худяков
— Как реагируешь на хейт в сторону Black star?
— Не, я вообще не реагирую. Каждый день захожу на The Flow, читаю комментарии, мне нравится знать мнения людей. На Youtube я не захожу, там много всякого накрученного. Сам я к хейтерам не отношусь, мне либо нравится, либо нет, вот и всё.

— Как я понял, изначально ты оператор, а сейчас уже больше режиссёр и постановщик?
— Ну да, сейчас режиссура и постановка. Рано или поздно ты по-любому к этому приходишь, в таком регионе как Томск особенно, иначе никак. Все люди вынуждены быть универсалами в своей области: ты просто не можешь быть только оператором или заниматься исключительно звуком, тебе приходиться изучать каждую науку и вкладываться в продукт.
Лично мне больше нравится режиссура и постановка кадра, потому что менее всего я люблю монтировать, просто на это уходит очень много времени и мне это тупо не нравится. А вот когда дело доходит до режиссуры, до написания референса (вспомогательное изображение: рисунок или фотография, которые художник или дизайнер изучает перед работой, чтобы точнее передать детали — ред.), придумывания кадров, людей, диалогов — это прикольно.

— Чего ты хочешь достигнуть в своей области?
— Хочу снять полнометражный фильм. Я думаю, что об этом мечтает каждый, кто видео занимается. Просто дело в том, что до этого нужно дорасти и пройти определённый путь, а какой путь — никто не знает.

— Ты следишь за инди-кино?
— Да, у меня есть группа BETTER THAN TUMBLR, и я почти каждый день туда выкладываю работы, иногда даже по несколько, которые нахожу, смотрю и изучаю. Эти работы так или иначе создавались специально для конкурсов и разных фестивалей. Так что да, я слежу за инди-кино.

— Кого бы ты выделил из русских видеографов?
— Ну давай по командам. Люди типа Звягинцева вне конкурекнции, и я думаю, что мы просто недостойны их обсуждать. Я бы выделил команду Stereotactic, они известны своей работой «Василий» — это документальный фильм о том, как пенсионер из Курской области Василий Ильин отправился в Нью-Йорк. Ещё команда HYPE prodaction, они сделали клип Oxxxymiron`а и Markul`а «Fata morgana». Это сложная история, но чуваки работали крутые. Мне больше всего понравилось то, как они показали операторскую работу и цветокоррекцию.
В Томске все люди вынуждены быть универсалами в своей области: ты просто не можешь быть только оператором или заниматься исключительно звуком, тебе приходиться изучать каждую науку и вкладываться в продукт.
— Какие книги ты любишь?
— Только специализированную литературу, например, книги Тарковского, книги о написании сценариев. Мне такие вещи интересны.

— Ты смотришь русский ютуб?
— Да, но только Дудя и Трансформатора

— Тебе нравится русское телевидение?
— Будет странно звучать, но мне иногда нравится смотреть сериалы по Первому каналу. Я вообще считаю, что Первый канал делает хорошие проекты, они высокобюджетные и качественные, например, «Вечерний Ургант». Месяца два назад шёл «Троцкий» — очень интересный сериал, качественный технически и эмоционально.

— К какому жанру ты больше всего предрасположен?
— Первый мой серьёзный опыт был на съёмках фильма «Фонограмма» года два назад. Тогда мне очень понравился жанр документального кино, но на данный момент художественное направление меня привлекает больше.

— Можешь дать пару советов ребятам, которые только начинают работать с видео?
— Я начинал снимать бесплатно, со временем моя работа стала оплачиваться, но вещь, которая могла сломить весь процесс — это тот момент, когда я начал выбирать для себя, что снимать. Первое время ты должен снимать вообще всё, важно каждый день работать и думать об этом, а не купить себе камеру и доставать раз в месяц. Надо жить этим. Если выбрал какой-то основной вид деятельности, то будь в нём всегда.
Текст: Семён Голубев
Фото: Валерия Клышникова