ПЕРЕГОВОРНАЯ
Ничего для нас без нас:
как Анна Попелло сама создаёт мир вокруг себя
Знаете игру, в которой участвуют два человека: один надевает наушники, в которых играет оглушающая музыка, а второй стоит напротив и говорит слово. Задача игрока с наушниками — по губам понять, что за слово загадал его напарник.

А теперь представьте, что алгоритм игры становится сюжетом жизни, только в ушах не музыка, а абсолютная тишина. Даже если сильно навострить слух, навряд ли что-то услышишь. Что только и остаётся делать — это читать по губам. В трамвае, на работе и в кругу близких Анна Попелло уже много лет учится понимать без слов и быть полезной.

Анна Попелло, герой интервью, председатель Всероссийского общества глухих.
Илья Мархонько, корреспондент Медиацентра, поговорил с Анной.
«Когда не знаешь, как оно может быть по-другому»
— Мы встретились в томском отделении Всероссийского общества глухих (Далее — ВОГ), с 2020 года Анна является его председателем. Это объединение людей, которое создаёт для глухих и слабослышащих комфортную для жизни, развития и самореализации среду. До прихода в ВОГ Анна работала сурдопереводчиком в одном из томских техникумов.
— Я несколько лет работала сурдопереводчиком, все это время общалась с такими же людьми, как и я — глухими или слабослышащими. Для меня стали понятны все их проблемы. Я знала, что явно нужно менять многое. Так, в 2017 году я инициировала создание Центра поддержки людей с нарушенным слухом «Созвучие». В 2019 мне предложили должность председателя ВОГ, и после некоторого времени я согласилась. Теперь я здесь.

Мы в ВОГ как раз занимаемся тем, чтобы слабослышащим было комфортно в городе. Транслируем информацию, трудоустраиваем, помогаем с образованием.
— Анна начала терять слух еще в раннем детстве, где-то в два-три года. Причем жить в тишине Анна начала не в это же время, слух пропадал постепенно. В 10-12 лет она начала носить первый слуховой аппарат. Сейчас без него женщина мало что слышит.
В целом, когда ты не знаешь, как оно может быть по-другому, то и особых страданий тебе это не приносит. Конечно, есть дискомфорт, возможно, от каких-то ситуаций. Например, когда ты общаешься с кем-то и иногда не понимаешь, о чём он говорит. Когда ты ребёнок, а потом ещё и подросток, то ты не всегда можешь спокойно сказать о том, что «я не слышу, повторите». Здесь возникают различные нелепые ситуации, когда ты можешь ответить не на тот вопрос или вообще не понять, что тебе сказали. Например, на диктанте ты что-то не услышал, появляются пропуски в тексте, а учитель потом позволяет себе по этому поводу как-то негативно высказываться. Дискомфорт возникает не столько от того, что ты не слышишь, а скорее от того, какие ситуации происходят в жизни.

Знаете, мне комфортно жить. Тем более сейчас, когда я научилась сообщать людям о том, что я не слышу. Иногда в тишине мне даже комфортно — прихожу домой, говорю семье о том, что я сегодня «вне зоны доступа», снимаю слуховые аппараты и ухожу в некий транс — читаю книги или смотрю телевизор с субтитрами. Как в случае с телевизором, звуки не всегда и нужны. Если ты сам себя принял, то не важно, сколько звуков у тебя есть, а важно то, как ты себя ощущаешь.

История длиною в детство

Некоторые считают, что одна из самых тяжелых психологических пыток для человека — тишина. Анна уже много лет живет практически в полной тишине. Звуки ее жизни — те моменты и люди, которыми она её наполняет.
— Жить мне ничего не мешает, моя особенность заставляет меня предусматривать какие-то ситуации. То есть, если я иду на шумное мероприятие, то я готовлюсь к тому, что что-то могу не услышать. Иду в кино — понимаю, что не всё я могу понять и готовлю себя к этому. Иногда я беру с собой переводчика на важные мероприятия. В целом, стараюсь не создавать себе ситуаций дискомфорта.
— Сегодня Анна не полностью потеряла слух, аппаратура в ушах помогает ей слышать какую-то маленькую часть мира. Например, она может услышать хлопающую дверь или громкое мяуканье кошки, но речь человека воспринимается проблематично. Слуховой аппарат лишь добавляет спектр и объём звуков, но «не дотягивает» до слуха обычного человека. Особенность восприятия мира Анной в том, что она разговаривает с людьми не через звуки, а внимание. Анна понимает людей по губам. Только по артикуляции ей становится понятна суть того, что хочет донести до неё собеседник.
— Безусловно здесь сыграли огромную роль мои родители. Ещё неким «бонусом» стало то, что слух я теряла постепенно. До 10-12 лет я слышала лучше, соответственно всё то, что я слышала вокруг и что мне говорили родители — это всё у меня оставалось в памяти. Ещё я очень сильно любила читать. Кстати, читаю я с 4 лет. Чтение — это пополнение словарного запаса, безусловно. Бесконечные занятия моих родителей со мной, занятия со специалистами — всё это комплексно помогло мне. Изъясняюсь из-за этого я достаточно обширно, ярко.

Если артикуляция у собеседника нечеткая или в наличии густые усы или борода — это беда. Очень сложно воспринимать. В целом мужские голоса воспринимаются тяжелее, чем женские. Я своего папу по телефону ужасно плохо понимала, но так и не додумалась ему объяснить, почему редко звоню. Сейчас его нет в живых, а я до сих пор грущу, что не нашла в своё время правильных слов.
— Интервью с Анной мы проводим в ее небольшом, но светлом кабинете. На стене напротив достаточно большого рабочего стола висят различные картины, одна из которых написана глухими. Есть случаи, когда люди с особенностями в развитии или ограниченными по здоровью добиваются больших высот, чем те, у кого есть все возможности для самореализации. Анна говорит, что далеко не все глухие или слабослышащие стремятся жить яркой жизнью. Это, по ее мнению, совершенно никак не связано с уровнем здоровья.
— Ну, если исходить с научной точки зрения, никто не отменял компенсаторных возможностей. То есть, если у тебя чего-то нет, то что-то другое может быть выражено больше. Нужно найти то, в чем ты сильнее, а не зацикливаться на том, чего тебе не достаёт и развивать себя в этом. Ну и, конечно, с точки зрения психологии, никто не отменял желание «кому-то что-то доказать». У многих людей это есть: «Я докажу, хоть в меня и не верили, я докажу, что я всё-таки могу» Даже моя личная история. Мой одноклассник однажды сказал: «А зачем ты нужна? Ты же бесполезная такая»
Спасибо, Шурик, до сих пор я усиленно пытаюсь быть полезной, иногда даже слишком
— Анна говорит, что основная сложность, с которой сталкиваются слабослышащие и глухие — донесение своих смыслов до мира. Не только незнакомые, но и близкие люди не всегда знают, как посодействовать человеку с особенностями в восприятии мира.
— Например, слабослышащий ребёнок в школе — не всегда учителя знают, как с ним правильно общаться. Не понимают, что во время диктанта ему, то есть учителю, не надо ходить по классу, потому что это отвлекает. Нам нужно больше знать про самих себя. Мы формируем комфортную среду сами, мы должны инициировать изменения сами. Есть фраза: «ничего для нас без нас», если мы ничего не скажем — никто не посодействует.
Найти себя в мире
— Глухие или слабослышащие нередко не могут найти себя в мире вербальных коммуникаций, замыкаются в себе. Порой при построении пути в профессию люди с творческим началом выбирают направления технического профиля. Кто-то не учится совсем, работает обслуживающим персоналом. Анна получила средне-профессиональное образование оператора ЭВМ. После, уже осознанно, выбрала путь психологии. И не потому, что хотела стать психологом, а потому, что хотела разобраться со своими «тараканами».
— В целом, когда возник вопрос о том, что нужно трудоустроить глухих в ВОГ, моя задача была дать возможность глухим людям себя проявить. В слышащем мире мы получаем очень простые профессии: уборщики, грузчики. А хочется, чтобы они проявили свои творческие и умственные способности. Исходя из этого, когда мы начали брать людей, мы исходили из потребностей организации. Не подходили нам — устраивали в другое место, где они могут развиваться. Люди творческие нам нужны также. Мы открыли команду ребят, поющих на русском жестоком языке. Наши педагоги языка, которые до этого были швеёй и уборщицей, а сейчас к ним ходят огромное количество людей, которые тоже не слышат. Педагог-тренер, наш курьер, которому можно доверить что угодно. И все они не слышат, но так великолепно выполняют свою работу и растут.
Почувствовать баланс
— Вдохновляет на активную жизнь Анну жажда изменений. Причем изменения для Анны – конкретный результат. Она считает, что если нет результата — значит ты делаешь что-то не то.
— — Меня вдохновляют новые друзья и партнёры. Отклик на помощь тоже. Понимание того, что мы не одни. Меня вдохновляют люди. Я люблю Томск за людей. Даже вы, меня вдохновляет молодёжь, которая чего-то хочет и стремится к цели. В целом, меня вдохновляет всё человечество.

— Мне бы хотелось, чтобы было как можно меньше мифов о глухих людях, чтобы родители глухих людей относились к ним как к обычным людям, которых тоже нужно вырастить, а не видели в нем инвалида. Не очень люблю это слово, но оно есть. В любом случае, — это гражданин, налогоплательщик. Хочется, чтобы в нас видели людей.

Анна Попелло мечтает, чтобы в её жизни всё было в балансе, каждая часть жизни занимала свою долю на весах: и семья, и работа и она сама. Всё мирно сосуществовало. Сейчас же она немного больше времени выделяет работе и, признаётся нам, не всегда может уделить должного внимания детям. Анна хочет быть полезной миру, по крайней мере, всем его частям, на которые может повлиять.
Если публикация оказалась для вас
интересной — отмечайтесь :)
Интервью: Илья Мархонько
Фото: Влада Некраш