Томск
Под созвездием Большого Лося
О тайнах кулайского мироздания
Любой, даже не интересующийся космосом подросток, легко найдёт на звёздном небе созвездие Большой Медведицы. Но мало кто знает, что коренные народы Сибири (селькупы, ханты, кеты…) вместо Медведицы видели на небе Лося, убегающего от охотников.
О космосе древних народов и тайнах кулайского мироздания мы побеседовали с руководителем авторской группы, с.н.с. выставочного отдела Томского областного краеведческого музея имени М. Б. Шатилова Людмилой Александровной ТИМОФЕЕВОЙ.
Зооморфное изображение. Кривошеинские I находки. Бронза, литьё.
Из коллекции Томского областного краеведческого музея
Кулайская культура
Кулайская культурно-историческая общность действительно является одной из самых ярких страниц древней истории нашего края — делится информацией Людмила Александровна, — хотя кулайцы и не оставили письменных источников. Для экскурсии и экспозиции выставки «Под созвездием Большого Лося: тайны кулайского мироздания» использованы археологические материалы кулайских памятников и устная история (мифы, легенды, религиозные представления) местных коренных народов.
В нашем случае — четыре звезды ковша — это четыре ноги лося, а три звезды ручки — три охотника, которые за ним гонятся...
Людмила ТИМОФЕЕВА
4 ноги и 3 охотника
У народов, проживавших на территории Сибири до того, как сюда пришли русские, были свои названия для созвездий и отдельных звёзд.

 — Существует много разных легенд и сказок, основанных на охотничьих сюжетах, о появлении этого созвездия на небе, — делится сотрудник музея. — В нашем случае — четыре звезды ковша — это четыре ноги лося, а три звезды ручки — три охотника, которые за ним гонятся.
Возможно, и у кулайцев был просто «Лось», а эпитет «большой» добавлен создателями выставки по аналогии с современным названием созвездия.

Традиционно считалось, что рога лося напоминают лучи солнца, и поэтому в их представлениях лось, олень увязывались с Верхним миром. А эти животные считались «чистыми, светлыми, прозрачными».
Мировое дерево
В древние времена сложились представления о трёхъярусном мироздании. Верхний мир (небесный) ассоциировался с добром, теплом и светом. Средний мир — это земля, на которой живут люди, и окружающая их природа. Нижний мир (подземный, подводный) населён тёмными силами (злыми духами), здесь же находится и мир мёртвых.

По представлениям древних, во всех трёх мирах обитает множество божеств и духов, от которых в значительной степени зависит судьба человека. Мировой осью, проходящей через все ярусы (сферы), было дерево. В реальной жизни «мировым деревом» считалось, как правило, самое высокое дерево, у которого люди оставляли подарки-подношения духам, тем самым надеясь на их благорасположение и помощь.
Трёхглавый и семипалая
В музее есть много интересных находок, мы расспросили о фигурках, удививших нас больше всего.

Оказалось, что трёхголовая фигурка лося как раз тесным образом увязывается с представлениями о мироздании. Лось был маркером Верхнего мира (созвездие, образ Солнца), и учёные предположили, что это символизирует верхняя голова животного. Лось как реальный зверь, главный объект охоты, источник жизни людей — изображение средней головы.

Древние считали, что лось, медведь (самые крупные в наших краях животные), дожив до ста лет, не умирают, как другие, а перевоплощаются в «мамонта» и продолжают жить под землёй. При этом у лося рога выпрямляются и становятся бивнями, что и прослеживается в изображении нижней головы. Основанием для идеи о таком перевоплощении вполне могли стать находки бивней и других костей настоящего мамонта, которого уже давно не было на земле. Кости находили в земле, нижнем ярусе мироздания. А поскольку настоящего мамонта никто не видел, то идея перевоплощения вполне могла казаться правдоподобной.

По предположению учёных, семипалая ладонь — священное изображение. У селькупов, например, число 7 являлось священным. Иногда и духов изображали в виде отдельных частей тела человека.
Из коллекции Томского областного краеведческого музея
Скифо-сибирский стиль
Ещё мы узнали, что кулайцев можно сравнить со скифами, населяющими примерно в то же время Причерноморье. Они так же не оставили письменных свидетельств, но о них писали более цивилизованные соседи — греки. Много позже мир познакомился с искусством древних скифов. А ещё позже в археологической науке утвердилось понятие «скифо-сибирский стиль».

На огромной территории от Причерноморья до Дальнего Востока в эпоху раннего железа сформировался целый ряд археологических культур, отличительной чертой которых стало культовое художественное литьё. Где-то оно больше похоже на скифское, где-то меньше. И из этого ряда выделяется литьё кулайское, абсолютно уникальное, не похожее ни на какое другое, но чрезвычайно богатое образами, отражающими глубокое осмысление окружающего мира.
P.S.
Неповторимый космос кулайской культуры вдохновляет и современников. В разное время на выставках, посвящённых кулайской культуре, экспонировались работы томских художников: Вадима Долинского, Сергея Лазарева, Александра Тимофеева, основанные на образах и сюжетах древних кулайцев. Конечно, мы спросили, какие из них наиболее точно передают дух этой культуры? — Судить посетителям выставки, — отправила нас к первоисточникам Людмила Александровна. Сходите и вы обязательно!
С виртуальным вариантом выставки «Под созвездием Большого Лося: тайны кулайского мироздания», который появился в 2017 г. (автор — к.и.н. старший научный сотрудник Томского областного краеведческого музея Анна Ивановна БОБРОВА) ты тоже легко можешь познакомиться.
Текст
Ангелина ШВЫДКОВА
6-й класс
Рисунок обложки
Даша СОЛНЫШКО
10-й класс
Январь 2021