ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ
ЗАВОД ДИЗАЙНА В ТАЙГЕ
Сибирь славится кедровой шишкой, медведем, тайгой и шикарной айдентикой
Нас окружают бренды. Каждый бренд – это целый набор иконок, логотипов, цветов, слоганов, сайтов, картинок, баннеров. Кто за всё это отвечает? И как они это делают в месте, где снег выпадает даже в мае.

Попытаемся понять то, как создаётся дизайн бренда. Многие из нас представляют себе дизайнера, как одинокого художника, который ночами создаёт макеты, рисует логотипы и, естественно, не укладывается в срок. Однако это далеко не всегда так. Противным тому примером являются брендинговые агентства, которые поэтапно выстраивают полноценный образ бренда: от логотипа до языка, который будут использовать сотрудники той или иной компании.


Артемий Фоминых – один из основателей томского брендинг-агентства LOVEMEDO. Артемий поможет нам разобраться в том, как делают дизайн в Томске. (спойлер: со вкусом)
Как появляются брендинговые агентства:
«Любая студия начинается с того, что фрилансер, который пользовался успехом у клиентов и которому перестало хватать собственных рук на то, чтобы всех их удовлетворить, начинает делиться заказами. В итоге это все вырастает в дизайн-студию, но дизайн-студия, просто решающая конкретные задачи, с которыми обращается клиент, ну не знаю: нарисовать плакат какой-нибудь, сделать логотип по готовому уже техническому заданию, это со временем перестаёт быть интересным, особенно, если дизайнер расти хочет, вот и он обрастает новыми компетенциями, то есть появляется необходимость продумывать стратегию бренда, надо понимать почему мы делаем такой логотип, изучать аудиторию, к этому добавляются какие-нибудь там видео, motion и ещё что-то. В итоге человеческая голова не способна всё это переварить в одиночку, поэтому нужны люди с совершенно разными компетенциями и так вырастает дизайн студия, а потом брендинговое агентство»

Основным продуктом подобных агентств является сам брендинг, то есть разработка образа компании.

«Брендинг — третья стадия роста компании. Есть просто товар сам по себе, продукт, есть торговая марка (название), достижение стадии брендинга наступит только тогда, когда товар начнёт вызывать определённые чувства у человека, то есть: «покупаю эту картошку потому что, когда я готовлю, у меня появляется вдохновение и я пишу стихи». Всё переходит в сферы психологии, товар может вызывать чувства, вплоть до любви, если человек испытывает любовь к товару, то брендинг достиг своей верховной точки» – Артемий

Алгоритм брендинга:

1. Изучение продукта

2. Изучение аудитории

3. Изучение бизнеса (самого предприятия). У каждого есть свои стремления, кто-то хочет стать маленьким, а кто-то завоевать весь мир. Этот этап включает в себя и изучение рынка, с конкурентами и смежными товарами в этой области — все это платформа бренда, вполне могут ориентироваться на отдельного человека, как на типичного потребителя того или иного товара.

4. Нэйминг (имя должно быть понятно основной аудитории, а также имя должно потенциально иметь возможность стать торговой маркой, с точки зрения регистрации)

5. Вербальная концепция (в том числе: слоганы, общий стиль речи, фразы в рекламе, то, какой язык использует бренд в общении со своим потребителем. Чтобы понять как это работает, обрати внимание на то, как с тобой общаются в магазине apple и как говорят в каком-нибудь магазине на остановке)

6. Визуальная стилистика

7. Сайт

8. Помощь выведения на рынок, то есть видео-, аудио-, продвижение

Как отличить хороший дизайн от плохого
«Ключевой критерий: соответствует ли он задаче. Например, у нас есть задача: нарисовать афишу к приезду Филиппа Киркорова в БКЗ. Соответственно, рисовать надо для тех, кто туда пойдёт. То есть, если мы нарисуем там гранж или техно, напишем время и место проведения так, что этого не будет видно, то это будет плохой дизайн, потому что прямая задача афишы – дать понять, что происходит и где это будет, не выполнена»

Сколько стоит дизайн
Цены разные, разработка образа бренда может стоить 350-500 тыс. рублей, причём всё зависит от студии, мы используем усреднённые цены с сайтов разных агентств. Нейминг обойдётся примерно в 90 тыс. рублей.

Нужно ли образование для того, чтобы стать дизайнером
«Безусловно, причём это нехудожественное образование, художественное образование — это база, без которой всё, никуда не уедешь. Cейчас выясняется, что десять лет назад можно было стать дизайнером и при этом, не уметь рисовать. Нынешние дизайнеры, не обладающие этим навыком, подвергаются жёсткому прессингу, со стороны артдиректора: типа «ты что, чувак, давай учись уже» А образование должно быть намного более широким, чем во многих других отраслях, потому что дизайнер – человек, знающий жизнь, человек, умеющий решать проблемы других людей. Но для этого надо знать очень много всего вокруг себя, быть любознательным и наблюдать за миром не просто, как зритель»

Допустим, мы что-то поняли, теперь разберёмся в специфике Томского рынка на примере LOVEMEDO
LOVEMEDO существует ещё с девяностых. Только представьте, тогда в Photoshop не было истории, а шагом в ctrl+z можно было отменить только одно действие, дикое время…

Как делали дизайн в девяностые
«Ну я вообще работал с ценными бумагами, до 1998, случился дефолт и компания развалилась. Тогда только стал появляться интернет в городе, особенно в рамках всей этой финансовой, банковской структуры. Была тогда уже студия Артемия Лебедева и сайт группы «Алиса». Мне всё это очень нравилось, я изучил html и начал сам собирать сайты.

Я начал заниматься web-дизайном, у меня тогда ещё был блог, который назывался «Провинциальная кривда». В томском интернете тогда было всего несколько десятков человек.

К слову, сама дизайн-студия появилась намного позже, в 2009 году.

Среди сотрудников LOVEMEDO есть люди, которые не имеют специального дизайнерского образования

«Большая часть. У нас людей с дипломами, где написано, что они дизайнеры, всего человека два, один из них работает не дизайнером, верстает сайты, изредка работает с иллюстрациями. Но это не показатель, потому что образования дизайнерского, как такого нет у нас в городе сейчас, есть названия, но это продвинутые художественные школы»

С кем вы принципиально не работаете
«Мы не работаем с компаниями, которые наносят человеку вред, как виду, то есть алкоголь или табак»

Кто в Томске делает круто
«Да у нас много крутых, в разных отраслях, например, web очень хорош в студии «Т» (https://tdsgn.ru) Они хорошо работают в digital. Я могу только догадываться, о том, что делают в сибирском центре дизайна (https://vk.com/design.siberia) , знаю, что там что-то с одеждой, дни моды, вроде, с технологиями они работают. Там идёт движуха и это хорошо, Томск просто закисает в этом плане, ничего не происходит. И это очень мешает массовости тусовки. Есть крутые деятели стритарта, но они уезжают, просто потому что всё встало. Мы, кстати, тоже собираемся уезжать. С клиентами нам здесь туго.

Кто покупает у вас проекты?
«Основная масса заказов приходит из Москвы и Санкт-Петербурга»

Что нужно для того, чтобы стать дизайнером
«Многие приходят в дизайн из интереса и уходят, чтобы стать дизайнером, нужно любить мир, любить людей, сам по себе дизайн не существует. Дизайн – это улучшение жизни людей. Тебе нужно научиться подмечать проблемы людей и создавать что-то для них, даже если тебе за это не платят. Дизайн – это не только про картинки, это про то, как всё сделать удобнее, проще, привлекательнее»

Как попасть в дизайн-студию
«Раньше мы брали стажёров, старались сделать из них специалистов под себя. Сейчас ищем более самостоятельных людей, во многом это из-за нашего роста. Человек должен сам понимать, зачем ему нужно постоянно учиться, искать что-то новое, он должен сам прибывать в этом драйве и постоянно что-то искать, куда-то двигаться, что-то читать. Нужно уметь работать в команде и владеть инструментами (программы типа adobe и всякого такого – прим) Мы ищем уверенных и самостоятельных людей»

Работы LOVEMEDO: https://lvmd.ru/works/artel_troika.htm

Текст:
Семён Голубев
Фото автора