Планирование карьеры
МАРИНА ТЕЛЕГИНА:
«Учитель — это человек, ведущий за собой»
Почему работать учителем — это счастье, а детей совсем не стоит бояться
Почему-то профессия учителя в нашей стране считается непрестижной и тяжелой, хотя есть множество замечательных педагогов, доказывающих обратное. Среди них — Марина Телегина, учитель русского языка и литературы Воронинской школы Томского района, которая раскрыла нам все тайны профессии.

Марина Викторовна, расскажите о том, как вы стали учителем?
 — Мне посчастливилось учиться в Клюквинской средней школе Верхнекетского района, где трудилась в качестве учителя русского языка и литературы Любовь Владимировна Терентьева — человек с большой буквы, в моём понимании. Её уроки — одно из самых ярких воспоминаний моей школьной юности. А как она красиво несла классный журнал!

Самое главное я поняла уже тогда: учителями не рождаются — ими становятся. Окончив в 1989 году школу, я отправилась в Томский государственный университет на факультет журналистики, а через год перевела в Томский педуниверситет на факультет русского языка и литературы. Это был окончательный выбор профессии, продуманный и серьёзный. И вот уже 22 года я — учитель! Главное правило, которому я следую в своей работе: если хочешь расти и становиться лучше, наполняй свой мир людьми, которые лучше тебя, достойнее тебя.

Почему вы изменили специальность? Вы довольны своим выбором?
— Конечно, довольна. Это осознанный выбор. Человеку, который выбрал профессию учителя, никогда в жизни не будет скучно. Здесь ты и психолог, и журналист, и артист, а главное, справедливый человек. Я люблю быть одна, люблю лежать и читать книги, часами смотреть на что-то красивое. Все эти мои пристрастия никак не сочетаются с работой учителя, в которой я должна каждый день общаться с десятками людей и, тем не менее, она приносит мне удовольствие. Вот такая амбивалентность.

А в детстве вы мечтали о профессии учителя?
 — Были времена, когда хотелось стать телеведущей, бегать с микрофоном в руках и узнавать интересных людей. Но случай изменил мои жизненные планы. Учёба в ТГПУ мне нравилась. На практике я поняла, какой это невероятный драйв — работать с детьми!

Вы помните свой первый рабочий день?
Помню, шла с открытой душой. Кстати, в недалёком прошлом я была не прочь наказать ребёнка, опоздавшего или пытающегося «провести» меня. Помню глаза ученика: я отняла у него тетрадь из-за того, что он заглядывал в работу соседки и корректировал свой текст. Контрольная сорвалась у ребёнка, потому что он с гневом закрыл тетрадь. Вот тут я и поняла, что не следует учителю так поступать. Детям надо доверять и протягивать руку помощи, не устраивая ловушки. Это ещё один урок, который я извлекла из своего опыта работы.
Для меня важно понимать ученика: чем он живёт, чем дышит. Если я понимаю — значит люблю. А если ты любишь, то обязательно и тебя полюбят.
Благодаря выбранной профессии смогли ли вы реализовать себя?
 — Конечно! Ученик приходит в школу, чего-то не зная об этом мире, а уходит уже получившим знания от учителя. Я понимаю, что несу пользу обществу, возникает чувство гордости за свой труд.

Вся моя работа — лучший способ не стоять на месте. Иногда несколько предложений могут изменить чью-то жизнь! Я увлечена журналистикой, и многие мои ученики связали жизнь с этой профессией: поступили или планируют поступать на томский журфак. Создавая проекты с детьми, я научила их ставить чёткие цели и решать задачи.

С какими трудностями вы сталкиваетесь в работе учителем?
 — Бумажная нагрузка! Лавирую между ней и детьми. Не люблю, когда меня загоняют в какие-то рамки. Но администрация школы даёт мне определённую свободу действий, вовремя протягивая руку помощи. Это большое счастье для меня.

Что самое интересное в вашей профессии?
 — Дети. Пытаться их понять. Любовь — абстрактный термин, поэтому для меня важно понимать ученика: чем он живёт, чем дышит. Если я понимаю — значит люблю. А если ты любишь, то обязательно и тебя полюбят.

Когда вам комфортнее работается: в наши дни или в начале вашей трудовой деятельности?
 — Сегодня. Мне нравится современное поколение. Они на порядок выше своих предшественников: свободное поколение, смело выражающие свои мысли. С ними интересно говорить, спорить, соглашаться. Непросто стать для них авторитетом, а потому и работать намного интереснее.
Думаю, что значимость и роль учителя в обществе будут расти. Ведь учитель — это не просто носитель информации, это человек, ведущий за собой.
Огорчают ли вас ученики не заинтересованные в учебе?
 — С хулиганами я договариваюсь. Разговариваю со всеми честно. Это помогает избежать многих проблем.

Как вы думаете, насколько ваша профессия полезна и важна для нашей страны?
 — Эта профессия была и будет востребована всегда. Думаю, что значимость и роль учителя в обществе будут только расти. Ведь учитель — это не просто носитель информации, это человек, ведущий за собой.

О чем вы думаете, идя в школу? А из школы?
 — Раннее октябрьское утро. Уже холодно, моросит дождик, всё предвещает пасмурный денёк. Я шагаю медленно, дабы уловить ноты ещё золотой осени. В такую погоду школьный день может получиться таким же скучным, если не внести в жизнь детей что-то интересное, увлекательное и радостное. Вот с такими мыслями я и шагаю на работу. А из школы бегу счастливая в семью. Заварю чай с чабрецом, отдохну душой, и вот уже снова прислушиваюсь к новым идеям в голове и открываю новые сообщения своих учеников.

— О чем бы вы хотели предупредить тех, кто собирается получить профессию учителя?
 — Помните, место учительского стола, как кинокамера, обнажает, укрупняет личность, увеличивает и достоинства, и недостатки. Поэтому будьте красивыми всегда и во всём. А если градус напряжённости зашкаливает, вспоминайте слова замечательного философа Карлсона: «Спокойствие, только спокойствие!»


Текст: Андрей Гуммер
Фото автора