ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ
От массажа на дому до салона в центре Томска
Как кушетка переросла в массажный салон
С 2019 года в Томске работает студия массажа «Спины на стол». Когда-то всё началось с минимальных денежных вложений, но с большой идеей. Полина Лемешко и Эдуард Спеджев знакомы восемь с половиной лет, три года из которых вместе строят бизнес на массаже. О том, как они запускались, что вкладывали в основу бренда и как росли — в публикации Штурмана.
От первого лица
Полина Лемешко и Эдуард Спеджев — владельцы студии массажа «Спины на стол»
Наша встреча прошла как раз в самой студии «Спины на стол» на Вершинина, 6 в Томске. Нас встретили администраторы, предложили тапочки и проводили в третью массажную. В массажной тёмные стены, приглушённый свет, советская мебель, занавешенное окно и кушетка по центру. Атмосферу уюта создают светильники, небольшая лампа с закатным светом и яркий ковёр с улыбающимся тигром прямо перед кушеткой. Про «Спины стол» уже писали некоторые томские медиа в разных аспектах, нам захотелось узнать подробнее о том, как они строили свой путь от «массажа на дому» до большой студии в центре Томска.
Массажное начало
— Как и когда вы поняли, что хотите заниматься массажем?

Эдуард: Какого-то озарения, что это специализация всей жизни, не было. Как получилось: Полина училась на лечебном факультете, я на архитектурном, который в итоге бросил. Мы понимали, что параллельно нам нужно ещё и работать. К тому же, мы тогда «горели» путешествиями. В итоге Полина работала «на тётю» в найме, а я на «обычной работе» без последующего развития в ней. Нужно было получать специализацию. Полина предложила пойти на курсы в СибГМУ (Сибирский государственный медицинский университет — прим. автора). Тогда мы адаптировали одну комнату в нашей квартире под массажный кабинет, в котором начали вместе работать, параллельно развивая аккаунт в соцсетях. С осени 2019 года по февраль 2020 мы работали в своей квартире. Началась эпидемия COVID-19, и все сидели дома, что по нам не очень сильно ударило, ведь обязательств по аренде и другим пунктам, как сейчас, не было. Потом поняли, что нужно развиваться. Нас очень сильно напрягало то, что подъезд в доме был отвратителен. В нём иногда могли даже мусор оставить. В мае мы нашли помещение, в котором работали до лета 2020 года, но шумоизоляция в нём была плохой. После переехали в помещение на Советской, которое было больше, в нём было уже 2 кабинета.

Полина добавила, что помещение специально искалось с 2-мя кабинетами, чтобы они одновременно могли работать. Эдуард продолжил:

— Кабинеты пришлось разделять самим. Нас очень радовало то, что наконец мы можем работать параллельно. Мы набирались опыта в работе и понимании клиентов. То, что работаем мы хорошо, стало понятно, когда о нас начали говорить.

Полина: Я выбрала эту профессию (Полина получила образование по профилю «Лечебное дело» в Сибирском государственном медицинском университете — прим. автора), так как хотела пойти работать по специальности. Учась на врача, у меня было два выбора: медсестра или массажист. Я понимала, что медсестра из меня будет плохая, потому что я не могла даже в самую крупную вену попасть иглой. Массаж же мне нравился. Я тактильный человек. К тому же понимала, что работать руками мне будет комфортно. Руки универсальный инструмент, который поможет зарабатывать даже в другой стране без знания языка.

Значимым моментом для нас стало то, что мы наняли двух массажисток. Половину месяца помещение пустовало при нашем графике, перед нами стоял выбор: либо мы развиваем себя как мастеров, либо нанимаем людей и начинаем бизнес. Мы выбрали второе, потому что у нас был интерес. К тому же, когда ты мастер, ты не можешь спокойно уйти в отпуск или заболеть, так как своих клиентов некуда деть — на нас это давило. А когда помимо тебя работают еще несколько человек, то тебе спокойнее.

Эдуард: После того, как мы наняли массажисток, мы назначили администраторов в помещение. В 2022 году, после Нового года, когда наняли еще одного — поняли, что можем развиваться сильнее, ведь на нас увеличивается спрос, а значит нужно увеличивать предложение. Потом мы продумали схему развития и летом переехали в это помещение (Сейчас студия расположена по адресу Вершинина, 6 — прим. автора). За август мы сделали ремонт и с сентября работаем здесь. Теперь у нас четыре администратора, отряд из девяти массажистов, SMM-отдел из трех человек, и идёт активная работа с консалтинговым агентством по выстраиванию внутренних процессов. Как раз с этого времени мы поняли, что начали вести реальный бизнес.
Для своих сотрудников
не нужно быть ни братом, ни тираном
— Какие трудности возникали на старте и что даётся с трудом до сих пор?
Эдуард: когда мы только начинали работать дома, то нужно было найти клиентов. Сначала их было немного и это нормально, потому что про нас мало кто знал. Развивали социальные сети, находили свою аудиторию. Со временем определили нашу концепцию бережного подхода, так как понимали, что комфорт – это то, чего не хватает людям в массажной сфере. Мы не давим на комплексы клиентов. Мы про оздоровительный и приятный подход. Мы не лечим, а облегчаем самочувствие, расслабляем и разгружаем.

Полина: Я раньше не работала с подбором сотрудников. И изначально, и до сих пор для меня это сложно. Тут очень важно выдерживать тонкую грань в общении, давать критику бережно, чтобы на тебя не обиделись. Мы никогда не кричим на сотрудников, стараемся давать им свободу принятия решений в непредвиденных ситуациях, чтобы они брали на себя ответственность за результат. Нужно постоянно давать конструктивную обратную связь, чему я каждый день учусь.

Эдуард добавляет, что не нужно быть для своих сотрудников ни братом, ни тираном.
Полина и Эдуард в отношениях уже восемь с половиной лет, массажный салон — их совместное дело
— Было ли решение об открытии этого большого салона на Вершинина, 6 общим?

Полина: Я сомневалась по поводу открытия этой точки, так как это расширение в несколько раз и весомый шаг в большие масштабы. Год назад я даже подумать не могла об этом.

Эдуард: На самом деле, нам было симпатично прошлое место, но зимой я понял, что мы можем расширяться. У нас не было такого, что кто-то не хотел роста, так как нам нужно было расширять штат массажистов, чтобы потихоньку выходить из рутины, больше позволять себе отдыхать. Начали развивать дело - снежным комом это дошло до мыслей о комфорте клиентов. Всегда, когда нам и нашим клиентам было некомфортно на месте — мы переезжали.
— Как в салоне между вами распределены обязанности на данный момент?

Эдуард: Я мечтаю, Полина всё делает (шутка). До этого салон был местом для работы, не бизнесом. При расширении мы понимали, что от некоторых обязанностей нужно избавляться. Как раз поэтому мы сейчас работаем с консалтинговым агентством над построением системы и упорядочиванием бизнес процессов.

Полина: Управление SMM отделом, маркетинг — за мной. Работа с документами, финансами, интерьером — Эдуард. Персонал, обучение — общее.
Огромный труд, а не везение
Как ваши родственники отнеслись к тому, что вы связали свою деятельность с бизнесом на массаже?
Полина: В принципе, у меня мама порадовалась. Она проходила недавно мимо баннера нашего, отправила фото всем родственникам. Бабушка с дедушкой тоже постоянно интересуются, сколько у нас массажистов и идет ли работа.

Эдуард: В кругу близких людей я получил изначально негатив. «Зачем? Неперспективно» — слышал от некоторых. Когда мы начали расти — уже тогда нам начали говорить, что мы молодцы. Мама постоянно волнуется: «Сколько прибыли? Много ли клиентов?». Про многих, кто чего-то добился, говорят, что им повезло, но на деле за этим стоит огромный труд. На старте нам дали жильё. Родители хотели нас отправить в Таиланд, но начался COVID, и мы просто попросили дать нам деньги за путевки на развитие дела. Мы получили четверть суммы и вложили в рекламу, это было около тридцати тысяч. У Полины был резерв - около двухсот тысяч, на эти деньги мы запустились. В один день мы просто стали «детьми маминой подруги»: с деньгами, бизнесом и некой известностью.
Тактичность — главное!
Команда студии массажа «Спины на стол»
— Под каждого человека у вас различные типы массажа, каждый работник индивидуален. Расскажите про пару работников и их подход.

Полина: Нашему клиенту не нужно думать о том, какого мастера или вид массажа выбрать. Наша задача — облегчить самочувствие человека, сделать хороший массаж, подстроиться под запрос. Каждый мастер слушает желания клиента и решает, что нужно сделать для получения наилучшего эффекта. Независимо от вашего телосложения наши массажисты, даже самые хрупкие девушки, смогут вас промять.

У нас работают тактичные сотрудники. Никаких комментариев по поводу тела быть не должно. С помощью специального входного теста мы отбираем тактичных людей. Пример кейса из теста: клиентка с повышенной массой тела берет четвертую шоколадку на ресепшене, что вы сделаете? Многие считают, что нужно что-то сделать, помешать, предложить другой вариант, но, по сути, это не ваше дело. Мы за то, чтобы не нарушать личные границы человека. Только если клиент сам попросит совета, мы его можем дать.

У нас все мастера разные. У мастера Ксении на начало обучения в Спинах было мед. образование, но мало опыта в массаже. Она боялась, что если к ней придет, например, спортсмен, она не сможет его промять. Но в ходе обучения появилась уверенность в своих силах. Каждый наш мастер должен уметь работать с разными запросами: от «погладить и усыпить» до промять «до костей». Сейчас Ксении нравится проминать спины спортсменов и добираться до самых глубоких мест напряжения.

Мастер Дарья работает у нас уже больше года. Она помогает нам в обучении новых мастеров. От неё ощущается причастность к делу, она - очень важный и активный член команды.

Мы открыли комитет по проведению праздников для сотрудников и мастер Юлия его возглавляет. Мы заморачиваемся над досугом и нам важно поддерживать атмосферу дружелюбности.
— Что вы делаете для поддержания вашей концепции комфорта? Как это помогает улучшить впечатления от массажа?

Полина: Наши мастера тактично общаются с клиентами. Если человек стесняется своего тела, то после разговора с мастером и первого бережного прикосновения все стеснения развеиваются. Если человек боится боли, некомфортных ощущений — об этом можно сказать до или во время сеанса. В кабинетах даже висят таблички с призывом не терпеть дискомфорт. Для нас это важно. Мастер всегда подстраивается под клиента. Не будет такого, что вам скажут терпеть. У нас есть душ по предварительной записи, гигиенические принадлежности в туалетах, которые можно брать всегда и в любом количестве.
Салон для вас — просто бизнес или что-то большее?

Эдуард: Точно не просто бизнес. В данный момент это дело, которым я увлечен на 100%. Не только для заработка, но и для становления себя и команды.

Полина: Я вижу в этом свою реализацию. Выстраивание бизнес-процессов, управление сотрудниками — это все придает разнообразие жизни, постоянно ставит новые вызовы.
Хотелось ли когда-нибудь всё бросить?

Полина: Знаете, мы прошли этап, после которого закрываться уже слишком обидно. С таким масштабом я уже не рассматриваю такой вариант. Всегда есть надежда на то, чтобы пройти через трудности.

Эдуард: У меня никогда не возникало такой идеи. Спрос был всегда. Первое время запись была больше у Полины, так как она была лицом бренда, вела социальные сети. И да, это было не очень приятно, но я стал больше участвовать в съемке контента и мы исправили ситуацию. Не нужно закрываться из-за первых трудностей. Нужно думать о том, что можно сделать для решения проблем и развития.
Для Томска это максимум
— Какие ближайшие планы по развитию салона у вас имеются?

Эдуард: Глобальное расширение салона уже произошло. Как стратег я считаю, что для Томска это — максимум. Возможно в будущем мы откроем филиалы в других городах Сибири.
У нас цена выше среднего, но за этой ценой — сервис и качество. В ближайший год я не планирую больше расширений.

Полина: У нас в планах на ближайший год стать номером один по массажу в Томске. Мы уже начинаем о себе заявлять.
Чем вы занимаетесь помимо салона?
Полина: Я уже почти год занимаюсь вокалом. Хожу в зал, прохожу истории в одной игре, а Эдуард занимается растениями — заставил всю квартиру со студией ими.

Эдуард, отвечая Полине: На самом деле, это получилось случайно. В прошлом помещении я взял пару растений и у меня просто появился интерес к ним. Из-за того, что Полина продвигала этот инфоповод в соцсетях, многие связывают меня с растениями. Еще я играю с друзьями в настольные игры, недавно начал просто для себя заниматься вокалом и продолжаю фехтование (Эдуард занимался фехтованием еще до запуска студии массажа — прим. автора). Салон — и работа, и хобби, но разнообразие должно быть тоже.
Наши герои признаются: единственное, чего им сейчас не хватает — путешествий. Мы завершили интервью с основателями студии «Спины на стол» беседой о мечтах. Смотрите подборку их желаний в рубрике «Вишлист» в нашем ВК-медиа.
Если публикация оказалась для вас
интересной — отмечайтесь :)
Текст: Илья Мархонько
Фото: Алёна Несветайло, Мария Лоскутова