Боря VS Cаша,

или Чей символ эпохи Ярче?
В этом году отмечаем 140-летний юбилей Белого и Чёрного. В начале XX века с их творчеством была знакома вся читающая публика России, а сегодня далеко не все могут отличить стихи одного поэта от произведений другого. Да и настоящие имена — Борис Бугаев и Александр Гликберг — вряд ли кто вспомнит. Однако это не относится к старшеклассникам Томского гуманитарного лицея, которые собираются сдавать ЕГЭ по литературе.

Редакция «Штурмана» решила узнать, что они думают о творчестве этих поэтов и как псевдонимы повлияли на их судьбу...
История псевдонимов
Борис БУГАЕВ
выбрал псевдоним не сам. В 1895–1896 гг. юноша сблизился с семьей Михаила Соловьёва, сына известного историка. Борис прочитал им первые стихи. Родственники не приняли бы «декадентские увлечения» Бориса, поэтому Соловьёв предложил взять псевдоним «Андрей Белый». Белый цвет —божественный, символ второго крещения. Имя Андрей переводится как «мужественный».
Александр ГЛИКБЕРГ
выбрал псевдоним «Чёрный» не из-за тяжёлой и мрачной жизни. Одна из версий такова: поэт рос в многодетной семье, где было два Саши: брюнет и блондин. Чтобы как-то различать детей, родители называли их Белый и Чёрный. Когда Саша вырос, взял детское прозвище Чёрный как псевдоним.
Удивительная и совершенно нереальная атмосфера Серебряного века — творчества и влюбленности — разрушенная революцией и войной, подарила нам гениев, среди которых Черный и Белый. По словам литератора центра «Планирование карьеры» Ларисы ПЕНКИНОЙ, всю жизнь судьбы этих поэтов переплетались, и в жизни они были как антонимы. Творчество Белого — лёгкое и воздушное, а Чёрный — фаталист. Если Белый — символист, то Чёрный — сатирик…

А что запомнилось школьникам?

Лариса ПЕНКИНА
литератор центра «Планирование карьеры»
Символы и сатира

Алёна ШУБИНА
11-й класс
«Саша Чёрный многим известен как детский поэт, в его поэзии простая рифма и чёткий понятный ритм, он пишет радостно, с озорством, чего только стоит стихотворение «Мой роман». А у Белого, в свою очередь, довольно размеренный слог, «плавная» рифма, строчки как будто бы перетекают одна в другую, а не перескакивают. Так же ему не присущ юмор, стихотворения довольно серьёзные. Иногда меланхоличные.
Я не думаю, что фамилии авторов как-то повлияли на их судьбы, в плане творчества очень даже: Белый и в творчестве такой же белый — спокойный, а Чёрный — резок, порой даже острит».
Мария МАЛИНОВСКАЯ
11-й класс
«У Чёрного в большей степени преобладает сатира, присутствует депрессивный характер. У Белого же ритмичное повествование со множеством метафор и символов».
Арина ЗАМЫШЕВСКАЯ
11-й класс
«Проза и поэзия Андрея Белого музыкальна, что и позволяет отличить его от Саши Чёрного, на мой взгляд. Для его произведений характерно внутреннее раздражение, сломанная сюжетность, есть отклик на политические процессы, причём взгляд явно сатирический — ещё одна общая черта с Сашей Чёрным.
Для меня отличительной чертой его творчества стало некое сходство с частушками, с пословицами. Но само творчество меня не цепляет, нет желания к нему вернуться.
Думаю, что для Саши Чёрного его псевдоним был отражением негативного, иронического отношения к политике, к власти в его произведениях, но это не исчерпывает его творчество. С другой стороны, псевдоним кажется полной противоположностью, если смотреть на его «Несерьёзные рассказы», «Дневник фокса Микки». А вот с Андреем Белым, по-моему, работает только вторая сторона: Белый пишет о мрачном».
Полина ЖУРАВЛЁВА
10-й класс
«Безусловно, у обоих поэтов была сложная и полная трудностей жизнь, но мне кажется, что в поэзии Белого всё более воздушно, безмятежно, символично, светло, чем в поэзии Чёрного. Как будто Белый не давал пробраться мраку жизни внутрь своего художественного мира. В стихотворениях С. Чёрного я вижу сатиру, фатализм, порой даже «с надрывом». Он, думаю, наоборот, отражает действительность в своей поэзии во всю силу, какой бы удручающей она ни была».
Владислав КУПЧИНСКИЙ
11-й класс
«Саша Чёрный — социальный автор, сатирик: он высмеивает пороки общества, людей, связанных с творчеством и политикой. Часто Чёрный в своём творчестве желчен, сплошь и рядом использует гротеск.

Андрей Белый же, по-моему, в первую очередь автор лирических стихотворений — это обусловлено и его судьбой — у него был ряд романов, он был в любовных треугольниках «третьим», — и мировоззрением — он был антропософом, а значит, считал, что внутренняя рефлексия и сверхчувствительность — основа познания себя и мира.

Таким образом, в произведениях Белого часто встречаются темы веры, любви, смерти и т.д. Кроме того, он насыщает свои стихи метафорами, олицетворениями, метонимиями и эпитетами.

Белый, не сам придумавший себе псевдоним, как мне кажется, был глубоко несчастен и неудовлетворён, был носим судьбой из стороны в сторону. Отдушину он находил в творчестве, вере, а потом, как ни странно, — в прожигании жизни, хотя в это же время его самопознание не прекратилось.
Чёрный же ему почти противоположен: одна жена, вместе с которой он даже служил в WWl (WWl — Первая мировая война, — прим. автора).

Посвятил жизнь служению, «гражданственности», был социальный поэтом. Даже погибает, служа: туша пожар, надрывается и умирает.
В общем, Чёрный и Белый в соответствии с псевдонимами действительно контрастны, и если мы соотнесём белый цвет с духовностью, попытками познания мира, а чёрный — с целью изменения жизни посредством творчества, то да, псевдонимы повлияли и на творчество».
13
дней — разница в датах рождения
2
года — разница в датах смерти
140
-летний юбилей в 2020 году
P.S. Саша Чёрный и Андрей Белый — как шахматные фигуры: по разные стороны, но на одной доске. Их творчество — отражение удивительной, самобытной эпохи гениев слова. Изучение творчества Саши Чёрного и Андрея Белого таит в себе немало открытий.

Прикоснись и ты.
Анна АНОХИНА
Текст
11-й класс
Софья ЧУРУБРОВА
Иллюстрация обложки
9-й класс