ВЗРОСЛЕТЬ НЕ ВРЕДНО
ЧЁРНЫЙ + БЕЛЫЙ
Обеспечивая безопасность на дорогах
Переходя дорогу по особой дорожной разметке, называемой «зеброй», вы когда-нибудь задумывались, почему она чёрно-белого цвета? Мы поговорили с Владимиром ЛАБЕНСКИМ, руководителем городской программы «Школа светофорных наук», и узнали несколько интересных вещей, которыми готовы поделиться с вами.
Как показывает статистика, на 50 % меньше происшествий происходит там, где дорожное полотно обозначено дорожной разметкой. Однако в Сибири дорожная разметка, к сожалению, не играет такой роли, потому что дорожное полотно большую часть года заснежено.
«Зебра» и «тигра»
Дорожная разметка работает на контрасте: как правило, дорожное полотно чёрного, тёмно-серого цвета и белые линии разметки на нем более заметны. В определённый момент на зебру стали наносить ещё и полосы жёлтого цвета (в некоторых странах такую разметку называют не «зебра», а «тигра» — прим. автора). Но есть экспертное мнение, что это существенно не влияет на условия безопасности, поэтому, скорее всего, её не будут применять в дальнейшем. Дорожная разметка жёлтого цвета применяется вместе с дорожными знаками в трёх случаях: остановка запрещена, стоянка запрещена и место остановки общественного транспорта. Место остановки общественного транспорта бросается в глаза, потому что это ломаная зигзагообразная линия около остановочных комплексов. А оранжевым цветом помечаются элементы временной разметки, и водитель сразу это понимает.
История «зебры»
Первые пешеходные переходы изобрели ещё в Древней Греции: поперек дороги ставили невысокие камни на расстоянии 70 см друг от друга (средняя ширина человеческого шага). Эти камни располагались таким образом, чтобы лошадь с телегой могли проезжать через них только на низкой скорости, дабы избежать столкновения с пешеходами, а пешеходу нужны были, чтобы перебраться на другую сторону дороги, не замочив ноги нечистотами, которые выплёскивались прямо на дорогу.

С момента возникновения автомобилей о безопасности пешеходов на дорогах задумались и в Великобритании: с 1930-х годов пешеходные переходы выделялись металлическими кружками на поверхности дороги и полосатыми столбами с мигающими желтыми фонарями наверху.
После окончания Второй мировой войны, были образованы подразделения дорожной безопасности, изучавшие ситуации на дорогах и способы их регулирования. Там же разрабатывались разные варианты дорожной разметки, в результате чего в качестве наилучшей разметки для обозначения пешеходных переходов выбрали чередующиеся чёрные и белые полосы шириной два фута (0,6 м), нанесённые параллельно бордюру.

Получается, что известная всем с детства дорожная разметка для обозначения пешеходных переходов, называемая «зеброй», появилась в нашей стране не так давно, около 65 лет назад.
Полосатый жезл
Если вы когда-нибудь видели регулировщика, то обязательно заметили у него в руках небольшую палочку в чёрно-белую полоску, именуемую жезлом. Но действительно ли такая палочка помогает?

«Там, где работает регулировщик, он достаточно быстро разводит пробки, логично действует для того, чтобы не скапливались потоки автомобилей с разных сторон перекрёстка, — рассказывает Владимир Николаевич.

В 30-х годах и даже после войны использовали жезл красного цвета. Они хранятся в музее истории дорожного движения Госавтоинспекции. Но контрастный раскрас жезла чёрно-белыми полосками был признан более эффективным. Был момент, когда жезлы вообще отсутствовали во времена советской власти, и регулировщики работали только руками в перчатках.
Сложная работа
При работе с жезлом можно комфортно себя чувствовать минут 30. А потом ты уже сильно устаёшь, потому что плечевой пояс всё время приподнят, а в руках у тебя находится жезл, вес которого не самый большой, но ощутимый (например, светящийся жезл без батареек — около 350 г — прим. автора).

Мы ребятам на занятиях рассказываем, что это тяжело. А они через пять минут начинают опускать руки и говорить, что уже устали. Они реально ощущают, что это физически сложная работа. Кроме того, регулировщик должен быть очень внимателен на перекрестке, обладать умением всё увидеть и быстро оценить обстановку.
Элемент культуры
Правила дорожного движения — это не просто таблица умножения, как иногда их называют. Иногда очень пафосно говорят, что ПДД написаны кровью. Пугать никого не хочется, но для того, чтобы к этому относиться более осознанно и внимательно, я бы хотел донести мысль: «Мы на дороге не одни. И если мы как-то беспечно относимся к своей жизни, иногда не осознавая этого, то думать о жизни других участников движения мы просто обязаны, потому что от нас и от нашего поведения зависит общая безопасность на улице.

ПДД являются неотъемлемым элементом общей культуры поведения и воспитания любого человека.

Культурно воспитанный человек никогда не позволит себе подвергать опасности жизнь других людей. Это, наверное, самое главное, потому что если это будет понято осознанно, то всё остальное, что будет интересно и что запомнится человеку, сыграет свою положительную роль в решении достаточно актуальных и злободневных вопросов о безопасности дорожного движения».
Текст:
Юлия АНТУХ
11-й класс
Иллюстрация обложки:
Софья ЧУРУБРОВА
9-й класс