Развлечения
НЕИЗВЕСТНАЯ ФИЛАРМОНИЯ
Скорее всего, ты думаешь, что там скучно и уныло и совсем нечего делать, если тебе не за пятьдесят.
Спешим разуверить!
На просторах Сибирских Афин есть одно очень музыкальное место и носит оно название Томская областная государственная филармония. Услышав эти слова, ты, вероятно, сразу представляешь исключительно классическую музыку, скукоту, душную атмосферу, непонимание, сон и разочарование, но это далеко не так! Давай начнём развеивать мифы о прекрасном месте, в стенах которого живёт искусство. А поможет нам в этом музыкальный редактор филармонии — Татьяна Веснина.

Это вам не БКЗ

Первое заблуждение — считать, что филармония и БКЗ — это одно и то же.
— А что такое БКЗ?
— Это просто концертная площадка, самая большая в области, 1080 мест, — объясняет Татьяна. — Из этого заблуждения следует, что томичи не только не различают филармонию и БКЗ, но и не знают, что такое филармония в целом и что в неё входит.

Томская областная государственная филармония — это большая организация, созданная в 1946 году. Она была одной из первых за Уралом. На данный момент в филармонии хранят и создают атмосферу более ста двадцати человек, среди которых семьдесят семь музыкантов Томского академического симфонического оркестра, старейшего в Сибири. Это артисты ансамбля народных инструментов «Сибирские узоры», а также музыковеды, солисты- вокалисты, органисты и пианисты концертно-камерного отдела.

— История томской филармонии очень богата, и связана она в первую очередь с разными коллективами, — рассказывает Татьяна. — Сейчас в организации несколько коллективов, а было время, когда их было более десятка, и они выступали на разных площадках. Первым самым мощным коллективом филармонии был симфонический оркестр, в отличие от соседних городов и областей он был создан не на базе оркестра Радиокомитета, как во многих сибирских и дальневосточных городах, а специально для филармонии профессиональными музыкантами и легендарным томским дирижёром Моисеем Малометом. В послевоенное время Томский симфонический оркестр был единственным в Сибири, поэтому каждое лето выезжал в Кемерово, Красноярск, Барнаул. Томичи первыми познакомили жителей Заполярья с симфонической музыкой. Выступали и в Казахстане, и в Грузии, и в Молдавии, и в Армении – почти вся карта Советского Союза была картой гастрольных маршрутов.

Филармония обладает тремя концертными площадками и у каждой — своя задача. Первым таким пространством, в котором организация прививает любовь к искусству, стал органный зал. До 1981 года он назывался малым концертным залом, и это было единственное место, где коллективы филармонии могли давать свои концерты. На той сцене выступали знаменитейшие артисты, звёзды, чьи имена вписаны в историю музыки XX века. Вторым пространством является камерный зал, который находится в одном здании с органом. Ну а третья площадка — это БКЗ. Большой концертный зал был подарен филармонии на сорокалетие. Данное здание начали строить в 1983 году и проектировали, как киноконцертный зал, но за время стройки произошли некоторые изменения, и решили, что одного кинотеатра в городе достаточно, поэтому здание было подарено филармонии.
Томичи первыми познакомили жителей Заполярья с симфонической музыкой. Выступали и в Казахстане, и в Грузии, и в Молдавии, и в Армении — почти вся карта Советского Союза была картой гастрольных маршрутов.
Место, где встречаются классика и поп-музыка
Теперь ты знаешь всё об истории филармонии и можешь гордиться этим, но наша задача развеять все мифы. Так вот, вторым заблуждением является то, что БКЗ — это место только для поп-музыки.

— На самом деле, у нас в городе нет другого места, где бы эти певцы могли выступить, —объясняет Татьяна. — БКЗ — это универсальная площадка, на которой выступают как эстрадные артисты, так и симфонические оркестры, а также оперные певцы и балеты. Поэтому не стоит считать, что БКЗ только для попсы. К сожалению, наша публика неизбежно стареет, а мы бы хотели видеть в филармонии ещё и молодёжь. В органный зал молодое поколение ходит реже, чем старшее, потому что думает, что это прошлый век и там им всё незнакомо, но это далеко не так. Основной задачей филармонии является расширить аудиторию и сделать так, чтобы встречи были интересны разной публике. Поэтому сотрудники работают над созданием концертов, посвящённых, например, музыке из фильмов, компьютерных игр, мультфильмов и даже аниме.

Несмотря на это, многие всё равно думают, что не поймут музыку, что для них это, как для слона балет. На самом деле, человек, который не имеет большого опыта слушания, приходит и замечает гораздо больше, чем тот, кто не пропускает ни одного концерта. И он воспринимает больше, но это не значит, что знания неважны. Чтобы понимать музыку, нужно просто желание её слушать. Придя на концерт впервые, человек интересуется буквально всем: например, почему с левой стороны скрипки, а с правой инструменты покрупнее и их держат между ног (это виолончели), а ещё дальше расположился контрабас, и где-то там далеко слышны ударные — литавры, барабаны, а между ними сидят духовики, — и это всё интересно. Также очень многим интересно наблюдать за дирижёром, это какая-то магия: и почему его руке повинуются все инструменты и музыканты?
— Человек воспринимает музыку на свой счёт, как будто она рождается здесь и сейчас для него одного. В этих созвучиях он может пережить разные эмоции, связанные с собой, поэтому так важно настроиться услышать то, что ты хочешь, и не обязательно иметь музыкальное образование или опыт слушания, ведь музыка для каждого означает что-то своё, — убеждена Татьяна. Когда ты едешь в новое место, страну или город, то изучаешь всю информацию об этом месте, какую можно найти. Так нужно поступать и с музыкой: перед тем как зазвучат инструменты, выходит музыковед и рассказывает вам о тех произведениях, которые будут звучать на этой сцене прямо сейчас.

Татьяна считает, что нет никаких препятствий, это всё заблуждения, и тебе только кажется, что ты что-то не поймёшь. Ты поймёшь то, что услышишь. И может быть, станешь лучше понимать самого себя. Это так же, как и во время примерки вещей в магазине: тебе или комфортно, или нет. То же самое и в музыке — у каждого она своя, а в филармонии ты сможешь найти ту, которая принадлежит только тебе.


Текст: Артём Базенко
Фото: philharmonic.tomsk.ru/