Планирование карьеры
Престижность профессии учителя
В чём её можно измерить?
Престижность профессии. В чём её можно измерить? По данным Российской социологической энциклопедии под редакцией Г. В. Осипова, престижность профессии — это «феномен общественного сознания, в котором опосредованно отражается существующая в обществе иерархия профессий, видов трудовой деятельности». Проще говоря, это степень авторитетности отношения к профессии в обществе.
«Впервые данное понятие ввел в научный оборот Э. Дюркгейм, объясняя социальные аспекты разделения труда, профессиональную специализацию, приведшую к возникновению иерархии профессии, основанием которой стали социальный статус, авторитет, доход» (диссертация кандидата социологических наук Смирновой Елены Александровны «Социальные детерминанты формирования профессионального престижа социальных работников: региональный аспект»). Прежде всего, престижность профессии определяется степенью сложности и ответственности труда, высокооплачиваемостью и высокой востребованностью на мировом рынке, а также перспективностью.
Социальная значимость труда и характер его содержания также являются факторами формирования «престижности» профессии, однако, в современном мире учитываются далеко не всегда. Вот, например, профессия учителя. Рассматривая сложность и ответственность труда, можно смело утверждать, что учитель тратит огромное количество сил, энергии, эмоций и времени (как во внеучебные часы, находясь на работе, так и дома), а за последнюю сотню лет профессия совершенно потеряла свою привлекательность, хотя ещё в СССР профессия «учитель» считалась одной из самых авторитетных.
Учителя уважали и ученики, и окружающие, знающие о роде деятельности человека. Ведь он не только давал необходимые детям знания, но и помогал в формировании нравственных ценностей, участвовал в личностном становлении и росте. Он был для ребёнка другом и советчиком. Сколько прекрасных литературных примеров того времени можно привести про Учителей с большой буквы: «Уроки французского» (В. Распутин), «Работа над ошибками» (Ю. Поляков), «Большая перемена» (Г. Садовников). В этих книгах учителя не только приходят к взаимопониманию со своим классом, но и сами растут духовно. Даже там, где образ учителя неоднозначен, например в повести А. Иванова «Географ глобус пропил», там, где престиж профессии уже упал многократно, её социальная значимость не поддаётся сомнению.
В наше время учителя перестали быть априори авторитетными. Большинство учителей ученики не уважают, а, если и уважают, то не все. В обществе профессия считается низкооплачиваемой, и мало кто хочет на неё учиться, когда есть менее энергозатратные и высокооплачиваемые профессии. На сайте https://www.trud.com/tomskaya-oblast/salary представлена средняя заработная плата учителей в Томской области. В месяц она составила 22 912 ₽. Прожиточный минимум в нашей области — 12 218 рублей на душу населения. Даже школьнику ясно, что достойно существовать на эти деньги невозможно. Отсюда и престиж профессии учителя в плане оплаты труда, прямо скажем, невысок.
Проблемы в сфере образования в последнее время перестали умалчиваться, и теперь в открытую транслируются на федеральных каналах. Интернет пестрит негативными отзывами об учителях от лица бывших и нынешних учеников. Опросы показывают, что престиж учительства понизился за 10 лет на 51 %. Конечно, это произошло не без участия СМИ, которые чаще изображают педагога в неприглядном виде. Где-то ради рейтингов, провоцируют яркими негативными в адрес учителя заголовками: «Нагадит», а потом с повинной». Как школьники издеваются над учителями» (ria.ru, 7.12.2020), «Игра в ящик: педагоги издеваются над учениками, те отвечают взаимностью» (iz.ru, «Известия»,18.12.2020), «Учитель – это мишень. Педагогов в школе травят чаще, чем учеников» (novayagazeta.ru, 28.11.2018). Такая атака со стороны СМИ (как пытающихся учителя поддержать, так и тех, кто волей-неволей очерняет их) не играет на повышение престижа учителя, а лишь вскрывает существующую проблему.
Преподаватель иностранного языка гимназии «Пеленг» ГОРОДА Томска Елена КИСЕЛЕВА считает, что престиж профессии учителя можно вернуть только совместными усилиями правительства (оплата труда), СМИ (положительный образ), родителей (доверие, помощь, терпение) и учеников (желание познавать мир). «Никакое дистанционное образование не заменит живого общения. Профессия учителя незаслуженно потеряла престиж в нашем обществе. Без возвращения былого авторитета профессии не состоятся новые гагарины, улановы и путины — люди, способные делать что-то важное для других, повести Россию за собой в светлое будущее».
«Никакое дистанционное образование не заменит живого общения. Профессия учителя незаслуженно потеряла престиж в нашем обществе. Без возвращения былого авторитета профессии не состоятся новые гагарины, улановы и путины — люди, способные делать что-то важное для других, повести Россию за собой в светлое будущее».
Елена КИСЕЛЕВА
Учитель иностранного языка
Хочется выразить надежду на то, что все составляющие престижа учительской профессии — моральные и материальные — в скором времени окажутся на высоте, и профессия вновь обретёт былую популярность. А в педагогические вузы будут поступать самые достойные выпускники школ, мечтающие о высоком звании «Учитель».
К сожалению, престижность профессии измеряется не только высокой социальной значимостью. Большинство молодых людей считает, что в современных реалиях многое решают деньги, а процесс формирования престижа профессии находится в прямой зависимости от существующих в обществе ценностей.
Мария ТРЕПУТНЁВА
10-й класс
Фото: Артём КИСЕЛЕВ
8-й класс
Январь 2021