Переговорная
Бороться с прогрессом — бессмысленно,
или Эпидемии цифрового мира
В Январе этого года в Давосе прошёл традиционный завтрак Сбербанка, темой которого стала «Личностная трансформация в эпоху цифрового развития», о чем пишет русская редакция Forbes. В последнее время, выявляются новые угрозы, которые несёт глобальная цифровизация. Участник форума Андрей Курпатов (психиатр, руководитель Лаборатории нейронаук и поведения человека, созданной Сбербанком) рассказал об «эпидемии цифрового аутизма» и поднял вопрос цифрового разделения. Эта тема больше всего касается современной молодёжи, так как она является наиболее активной публикой в мире интернета, поэтому редакция журнала «Штурман» решила проанализировать проблемы, возникшие в результате цифровизации.
Со школьной скамьи
О бонусах и сложностях, связанных с цифровым миром и гаджетами на уроке, с нами побеседовала учитель начальных классов МАОУ СОШ № 5 им. А. К. Ерохина Оксана Ивановна Калашникова:

— Можно ли объяснить детям материал «на пальцах», или обязательно должна присутствовать компьютерная презентация уже в начальной школе?
 — Это специфика данного возраста — наглядное образное мышление. Должны быть картинки, красочные пособия, таблицы, ещё что-то. Если это всё раньше вручную делалось — на бумаге, то сегодня это проще и легче учителю, потому что по нужной теме сейчас огромный выбор презентаций, появляются сайты, на которых можно найти задания для иллюстрированной подачи материала. К тому же есть возможность дать ребенку домашнее задание сразу на сайте, к которому ребёнок имеет доступ со своего домашнего компьютера.

— Это больше удобство или всё-таки необходимость?
 — Всё равно игровые методы должны присутствовать. Это необходимо, но благодаря компьютеру это ещё и удобно.

Андрей Курпатов на собрании заявил, что постоянное потребление контента мешает мыслительной деятельности, заставляет человека мыслить шаблонно, стереотипно. Интересно, что схожими наблюдениями поделилась и Оксана Ивановна.
«У детей сейчас не настолько развита фантазия, образное мышление. Сейчас у них переизбыток информации в готовом виде: фильмы, мультфильмы, игры — всё это лишает их возможности представлять. В этом проблема — чтобы решить задачу, её нужно представить. У них иногда воображения не хватает представить эту задачу, поэтому они, порой, не могут понять, что от них требуется».

Оксана Ивановна Калашникова
учитель начальных классов МАОУ СОШ № 5 имени А.К. Ерохина (г. Томска)
Ну и гад же ты, гаджет...
Более остро цифровизация проявилась на личных взаимоотношениях. Несмотря на то, что интернет призван объединять людей, находящихся в разных точках мира, он лишь усугубил ситуацию. По данным аналитиков IDC объём данных, которые человечество накопит уже в 2025 году, равен 1021 байтов. Скорость появления новой информации постоянно растёт, и если несколько десятилетий назад кратковременная информационная изоляция не представляла угрозы, то сегодня даже рядовой обыватель, вовлечённый в цифровую жизнь, вынужден постоянно быть на связи.

Сдать деньги на выпускной, оплатить ЖКХ, или купить билет в маршрутке — всё теперь можно сделать с помощью смартфона. Некоторые мои одноклассники, однако, лишены возможности узнавать последние изменения в планах класса, расписании и многое другое из-за того, что не имеют выхода в интернет, а ведь все вопросы сейчас решаются молниеносно и только в сети. Или моя младшая сестра — одинокая обладательница кнопочного телефона — у неё нет возможности быстро находить информацию, что сильно замедляет её работу.

Но, по-моему, гораздо страшнее то, что всё чаще встречается абсолютная победа цифровизации в жизни нового поколения. У наших знакомых, например, полуторагодовалый Мишаня на горшок садится только при условии, что ему дадут поиграть в айфон.
Вот это да!
«За» или «против?»
«Вопросы вреда и пользы использования детьми гаджетов всех видов и для всевозможных целей — игры, просмотры мультиков/фильмов, общение в соцсетях, изучения новой информации — не теряют своей актуальности. Что если отбросить возможные риски нарушений физического здоровья и развития патологичного поведения, а обратить внимание на влияние онлайн-вселенной на развитие когнитивных процессов?

Классические зоны ближайшего развития ребёнка, описанные Л. Выготским, в современном мире дополняются онлайн расширениями пространства жизни. Это является пусковым механизмом к формированию новых когнитивных навыков и развития когнитивных процессов. Дополненный гаджетами и их возможностями мир заставляет ребенка усваивать новые способы получения информации, её переработки и использования. Теперь не так важно запоминать, а важно научится находить в сети и критически оценивать информацию. Не так важно усвоить один способ действия, а важно научиться быстро переключаться между множеством способов.

Таким образом у детей происходит порождение абсолютно новых форм деятельности, культурных практик, способов и форм развития и социализации.
Однако не стоит забывать о контроле качества того онлайн-пространства, которое послужит плодотворным базисом развития».

Анастасия Дмитриевна Рябова
Педагог-психолог Сибирского института развивающего обучения «Пеленг»
Глобальное загрязнение
Цифровизация общества разделила нас на аутсайдеров и тех, кто «на связи». А ещё она дала каждому возможность приобщиться к глобализации, которая выполняет функцию всеобщего объединения.

Легкодоступность выхода в мировую сеть также сняла рамки и неудобства и позволила выразиться каждому. Это привело к появлению неконтролируемого количества информационного мусора. К примеру, мемы предназначенные для одноразового прочтения или интернет-энциклопедия «Википедия», в которой каждый волен создать статью, качество которой зависит только от совестливости автора. Контент-мейкером сейчас становится любой обладатель умного гаджета.
Только осознанность
Участник завтрака-форума Сбербанка — Садхгуру сказал: «Когда у вас есть осознанность, неважно в каком мире, цифровом или нет, у вас всё будет хорошо». Важно знать о проблемах, возникающих в результате прогресса, и уметь с ними работать.

Бороться же с прогрессом — бессмысленно. Нужно научиться грамотно распоряжаться теми ресурсами, которые предоставляет нам прогресс, чтобы избежать больших потерь и получить максимальную выгоду.
Текст и фото: Рафаил КАЛАШНИКОВ
Февраль 2020