Томск
Психология цены: существуют ли реальные скидки?
На какие уловки идут магазины, чтобы привлечь наше внимание
«Черная пятница», «киберпонедельник» или сезонный «sale». Возможность купить вещь со скидкой не упускает каждый второй потребитель даже если одежду, обувь и технику уже негде складывать. Как на самом деле работают распродажи и к каким уловкам прибегают магазины, чтобы вытащить из покупателей в разы больше денег? В чём фальшь предпраздничных распродаж?

Как бы странно для некоторых не звучало, но первостепенная цель распродаж — это не попытки предпринимателя предложить классную вещь по приятной цене. Чаще всего продавец ищет выгоду для себя — продать неактуальную коллекцию или ее остатки. Однако практически каждый супермаркет, бутик или шоурум позиционирует это так, будто sale существует для того, чтобы порадовать клиента или сделать для него доступной желаемую вещь.

Яркие баннеры и внушительные цифры
Все вы помните эти гигантские кричащее вывески и баннеры со словами «скидки от 15 до 80%» на красном фоне, а после — маленькая, на первый взгляд, незаметная «звездочка».

Можно и вовсе не обращать на нее внимания. Но откроем секрет: у нее ключевая роль в этом деле. Как правило, ниже броской записи со звездочкой располагается сноска, раскрывающая все «если» и «но» этой самой распродажи.

Данная система продумана до мелочей. Порой вы бежите со всех ног на ликвидацию с огромными скидками на зимнее пальто, но на месте выясняется, что на ту модель, которую вы хотели, условия не распространяются. Однако рядом с пальто висят головные уборы, которые идеально подойдут к вашему пальто. И они, кстати, со скидкой. Очередная хитрость? Четко продуманная система!

Пальто вы в любом случае купите, даже без скидки — носить же что-то нужно. Но, когда вы видите то, о чем мечтали, а рядом идеальная шапка, да с большой скидкой — здесь гнев перерастает в огромное желание урвать этот комплект.
Коллапс ценников
Ещё одна из тех уловок, на которые клюёт каждый второй — куча ценников, наклеенных друг на друга.

Заходим мы опять-таки в любимый магазин за зимним пальто, а нас встречает целое разнообразие того, что осталось с лета. И уже на первой попавшейся джинсовке — пять красных ценников.

Конечно, самый предприимчивый отклеит парочку и убедится, что когда-то эта вещь стоила в разы дороже, а сейчас — ну, сказка, а не цена. Здесь и думать не нужно, наше подсознание уже диктует свой взгляд на такие обстоятельства: «Ты чего, именно к нашему приходу цены так снизились. Как вовремя мы зашли! Другого шанса не будет, а джинсовка, пусть и третья в гардеробе, но лишней точно не будет. Берём!»

Вопрос лишь один: в чем выигрывает продавец, если его товар значительно упал в цене?

Наклеенные друг на друга ценники или этикетка со старой перечеркнутой и новой сниженной ценой — понятное дело, лишь стимулирование продаж. Зачастую подобные трюки — только уловками и являются. В реальности же цена совсем не менялась или снизилась, но на минимальный процент.

Вопрос лишь один: в чем выигрывает продавец, если его товар значительно упал в цене?
Наш мозг воспринимает 999 как число значительно меньше, чем 1000.
Всё по 999
Эта уловка — настоящий хит, фокус давно знакомый каждому, но продолжающий работать.

Наш мозг воспринимает 999 как число значительно меньше, чем 1000. Подсознательно мы уменьшаем цену, и в голове откладывается, что вещь достанется нам за 900 рублей, а не за 1000.

«За футболку почти тысячу!?» — говорит наша мама. На что мы ей отвечаем: «Мам, ты что! Во всех других магазинах она по 1100, а здесь всего 900 с копейками».

Пусть мама и понимает, что это лишь хитрости маркетинга, но что поделаешь — любимому сыну не откажешь. Мало из нас тех, кто готов не поддаться на подобную уловку, а значит, она будет востребована всегда.

Ценник — это документ
Представим следующую ситуацию: на той же самой футболке наклеен ярлычок «900 рублей». Выпросив у родителей ровно эту сумму, вы скорее бежите на кассу, чтобы оплатить покупку. Подходите, отдаете консультанту футболку и 900 рублей, а он вам говорит: «Извините, но эта футболка теперь стоит 1100, а не 900 рублей».

Печаль-беда на вашем лице появится в эту же секунду, но не спешите расстраиваться! Ценник — это не просто бумажка с цифрами и названием товара. Ценник — это документ. Официальное предложение всем желающим приобрести товар по конкретной цене. Или, выражаясь юридическим языком, публичная оферта.

Согласно закону продавец обязан продать товар именно по той цене, которая указана на ценнике. Так что, дорогой друг, отстаивай свою позицию и футболка будет твоей!
И всё же, разберём основной вопрос: существуют ли реальные скидки?
Существуют ли реальные скидки?
И всё же, разберём основной вопрос: существуют ли реальные скидки? Настоящие сыщики скажут — «да»! Те самые, которые всегда в курсе всех актуальных городских распродаж. Но что делать в том случае, если ты далеко не сыщик? Штурман подскажет!

Во-первых, перед походом в магазин составьте список того, что вам действительно необходимо. Четкое следование перечню поможет избежать необдуманных трат.

Во-вторых, к покупке дорогостоящего товара готовьтесь заранее: узнайте текущую цену и сравните с суммой при ликвидации. Ну, а если времени на это нет, то в поисках необходимой вещи зайдите во все возможные магазины. В одном из них обязательно найдется что-то по приемлемой цене.

В-третьих, будьте верны своему вкусу и покупайте то, что вам по-настоящему нравится, а не то, что предлагается с семидесятипроцентной скидкой на распродаже.

И, наконец, если бюджет ограничен, но вы легко поддаетесь на соблазны и совершаете необдуманные покупки, закрывайте глаза, проходя мимо баннеров с крупной надписью «SALE».

Текст: Андрей Гуммер
Иллюстрации: Поля Колосова