ПЕРЕГОВОРНАЯ
Екатерина Бычкова:
«Эфир — больше творчество, чем работа»
Разговор с шеф-редактором новостной службы Европейской медиагруппы о том, что сегодня из себя представляет радио
Слово «радио» вызывает в наших головах совершенно разные ассоциации. Одни вспоминают Александра Попова и Гульельмо Маркони, другие с теплотой в душе представляют старый бабушкин радиоприёмник, а третьи — небольшую комнату со звуковым оборудованием и кипящую работу радиостудии. Однако радио — это нечто среднее и определенно более сложное. O радио вчера, сегодня и завтра «Штурману» рассказала шеф-редактор, ведущая эфиров «Ретро FM Томск» Екатерина Бычкова.
Кстати, из-за пандемии коронавируса интервью прошло в условиях самоизоляции, в абсолютно новой и необычной для «Штурмана» форме — с помощью видеосвязи.

— Как работается шеф-редактору на радио во время всеобщей самоизоляции?
 — На радио есть несколько сеток вещания на будний день и на выходной. Первую неделю карантина сотрудники могли присутствовать в эфире. Эту неделю (интервью состоялось 11 апреля — прим. «Штурмана») мы работали по графику выходного дня, когда новости на радио не выходят, по крайней мере, на наших радиостанциях. Вторую неделю мы работали дистанционно, как и сейчас. У нас есть документ, к которому есть доступ у всех сотрудников новостной службы. Мы распределяем выпуски, готовим их, и наш сотрудник, связанный с технической частью, записывает эти выпуски у себя дома, монтирует их на своём компьютере и выкладывает непосредственно в программу вещания. Проблемы, конечно, возникают, но они все решаемые, поэтому я не вижу паники, ведь всю работу мы можем делать удаленно, у себя дома.

Как вы стали радиожурналистом?
 — Начала я с ведущего на радио. Я поступила в Томск в магистратуру на факультет журналистики (бакалавриат по направлению журналистики Екатерина окончила в КемГУ — прим. «Штурмана»), с одним из преподавателей зашёл разговор о том, что я бы хотела попробовать себя на радио. Так вышло, что я попала на стажировку на «Ретро FM Томск», на эфиры и вечернюю программу «Феличита». Нас стажировали буквально два месяца и выпустили в эфир. Я работала на эфирах параллельно с учебой и в итоге осталась работать на радиостанции.

— Что является главным оружием радиожурналиста — голос, или пишущая ручка?
 — Ну, ручками сейчас мало кто пишет. Но необходимы определенные навыки, которыми должен обладать радиожурналист, если их нет, то ты недостаточно годишься для этой работы. Раньше была такая практика, что были дикторы и редактор. Редакторы составляли выпуск, а дикторы только начитывали его. Сейчас же работа строится по-другому.

— Как организована работа на радио?
 — Сначала мы ищем новости, которые можно дать в эфир. Мы просматриваем абсолютно всю повестку дня, абсолютно все темы, которые сейчас обсуждаются, и какие-то из них мы берём в эфир. Информацию берём из разных источников и соединяем. У новостей тоже есть хронометраж — например, это должно быть ровно 2 минуты и 32 секунды. Составляем это и далее идём записывать выпуски. Утренний журналист, которым я сейчас являюсь, в добавок ко всему монтирует выпуски, то есть выполняет всю техническую работу и ставит выпуск в программу «Джинн», на которой и работают все радиостанции.
«Я позиционирую себя, как человек, работящий с голосом и со звуком, поэтому занятие вокалом — огромный плюс и преимущество»
— Насколько я знаю, вы занимаетесь вокалом. Это помогает вам в работе?
 — Да, конечно. Я позиционирую себя, как человек, работящий с голосом и со звуком, поэтому занятие вокалом — огромный плюс и преимущество. Поющие люди точно знают, как контролировать дыхание, что такое опора, с которой многие люди сходят и получают дрожащий голос. Поэтому да, вокал очень сильно помогает.

Работа на радио — это скорее командная игра, как футбол, или она больше похоже на теннис, где важен один, конкретный, игрок?
 — Мне кажется, что любая работа, которая подразумевает коллектив — это командная работа. Но себя также можно позиционировать и как отдельного человека. В зависимости от того, какой подход вам удобнее. Мы можем записать новостной выпуск, и это будет просто трёхминутная mp3 запись, которая без должных манипуляций никуда не пойдёт. Есть менеджеры по продажам, есть ведущие локальных эфиров, есть программный директор, который составляет сетку программ вещания, есть трафик-менеджер ­­­­­— это человек, который работает с отделом продаж и рекламными заявками, есть технический директор, который отвечает за радио оборудование — и во всем этом нужно разбираться, поэтому да — это командная работа.

— Прямой эфир — это невероятно сложно или жутко интересно?
 — Сложно в первый месяц работы, потом становится уже интересно. Это сравнимо с выходом на сцену, когда чувствуется адреналин и хочется что-то сказать — особенно, когда идёт интерактив со слушателем, когда люди звонят и что-то рассказывают. Был случай: мне звонил на игру человек и рассказал, что сейчас делает пиратский сундук, как оказалось, он — столяр. Звонят люди из гаражей, со стадиона «Буревестник» и других различных мест и просят передать «привет», и это очень здорово!
Важно, чтобы моторная память была хорошо наработана: когда ты находишься в эфире, ты не только говоришь, но и контролируешь пульт, составляешь плейлист в программе. Все это пока не наработано, кажется диким и, конечно, присутствует сильное волнение, но со временем привыкаешь. Вообще, ведение эфира — это больше творчество, чем работа.
Расскажете об интересных гостях, которые звонят на эфир?
 — Таких гостей много. На каждой станции есть свои гости, которые звонят очень часто, и мы даже узнаём их по голосу. У нас есть Лена — болельщица, которая сидит на левой трибуне стадиона «Труд» в западном секторе. И мы все прекрасно знаем, кто это такая. Есть Любовь, которая рассказывает про рецепты, про то, что она квасит капусту. Есть Сергей, который признаётся в любви всем нашим женщинам. Но один раз, у меня был очень трогательный эфир, когда я даже почти расплакалась. Позвонил человек и рассказал, что он приехал в Томск на пару дней, что здесь живет его первая любовь. Он много о ней рассказал и попросил передать «привет», а в конце эфира эта женщина позвонила и сказала, что ей очень приятно и она обязательно с ним свяжется.

— Что, на ваш взгляд, интереснее — работа «новостника» или работа в эфире?
 — Нельзя выделить что-то одно, все по-своему интересно. Это просто разная специфика. Одно дело, когда ты работаешь с микрофоном, с людьми и с музыкой, а другое, когда ты работаешь с потоком информации. Шеф-редактор и ведущий эфиров — это абсолютно разные вещи, поскольку во время работы ведущих эфиров происходит локальное вещание. Поэтому они приезжают на утренние и вечерние эфиры. Новостная же служба работает весь день.

— Вы работаете в Европейской медиагруппе. Какие радиостанции туда входят?
—Туда входят «Ретро FM Томск», «Европа плюс Томск», «Дорожное радио Томск» — это три станции, на которых идут новости, в частности. Туда входят «Радио на 7 холмах», куда мы записываем только «пробки». Также туда входит «Новое радио». А вообще это всероссийский холдинг, и в разных регионах есть свои наборы радиостанций. В каждом городе существует по 2−3 разных холдинга, где есть свои радиостанции.

— Кто ваши основные радиослушатели?
 — Есть такой метод — мониторинг аудитории. Когда звонят в прямой эфир, мы записываем возраст, профессию, где человек слушает радио — и таким образом складывается потенциальный портрет нашего радиослушателя. На «Ретро FM Томск» очень много водителей автобусов, домохозяек, электриков, токарей, монтажников, также очень много продавцов. И, конечно, слушатели «Ретро FM Томск» — это обычно люди 35 лет и старше.
«Я с большим скепсисом отношусь, когда говорят, что радио умрет. Пока есть люди, которые могут на этом зарабатывать, радио будет жить»
— Как изменилось радио в связи с растущей ролью Интернета и социальных сетей?
 — Если говорить со стороны ведущего эфиров, стало проще контактировать со слушателями. Хотя в этом есть и сложность — люди ушли в сеть и им стало менее интересно радио. Как живое общение оно перестало быть чем-то диковинным. Но поток информации в интернете очень большой, и не вся она достоверная. Поэтому то, что люди слышат на радио, они воспринимают как подтверждённую информацию. Наше начальство так же нас позиционирует, чтобы мы давали в эфир исключительно факты. Требования по подбору новостей очень и очень серьезные. У радиостанций есть и группы в социальных сетях, мессенджеры. На них очень просто собирать комментарии и передавать «приветы». На «Ретро FM Томск» люди мало активничают в социальных сетях, они предпочитают традиционное общение, сохраняя немного камерный стиль. Благодаря этому и создаётся какая-то своя, очень тёплая атмосфера.

— Как думаете, что ждет радио в будущем?
 — Я с большим скепсисом отношусь, когда говорят, что радио умрет. Пока есть люди, которые могут на этом зарабатывать, радио будет жить. Если же говорить о самой подаче информации, то люди переходят на подкасты, выбирают, что им слушать, составляют свои плейлисты, но иногда им не хочется этого делать и они слушают радио. Именно поэтому радио все ещё живет и здравствует. Нельзя сказать, что радиовещание умирает, потому что это уже бренды. Но радио постепенно меняется.

— Вы слушаете радиостанции?
 — Я скажу честно, у меня нет на это времени. Если и слушаю, то в рабочее время. У меня был педагог, которая говорила: «Я не слушаю новости, потому что знаю, как они делаются». Возможно, ещё и по этой причине.
— Почему вы тратите свой драгоценнейший ресурс — время — именно на эту работу?
 — Я не скажу, что хочу всю жизнь посвятить радио, но я понимаю, что это настолько большой плацдарм для получения опыта. Поэтому я не жалею 5−8 лет потратить на радио, они будут не впустую. В зависимости от того, сколько ты берёшь от работы, можно сделать вывод: тратишь ты его или проживаешь. На радио можно взять себе постановку голоса, уверенность в контактах с людьми, азы по звукорежиссуре. Мне кажется, если есть навыки в любом виде СМК (СМК — средства массовой коммуникации — прим. «Штурмана»), то ты сможешь работать абсолютно в любом формате. Можешь быть блогером, пойти на телевидение, вести подкасты, пойти в традиционные СМИ или даже писать книги. Также хочется сказать, что я держусь за свой коллектив. Все, кто работает на радио, это великолепные и образованные люди, очень юморные, коммуникабельные и понимающие. Это как раз один из тех плюсов, которые заставляют меня приходить на радио снова и снова.

Как попасть на радио?
 — У нас с коллегами бытует шутка: на радио проще попасть, начиная уборщиком этого помещения, чем после факультета журналистики. Многие ребята с нашей радиостанции начали с того, что пришли на какие-то другие должности. Один парень закончил физический факультет и постепенно дошёл до ведущего эфира. Если человек хочет связать с этим жизнь, нужно просто искать. Записывайте подкасты, если хотите попасть в эту сферу

Текст: Софья Иванова
Фото: из архива Екатерины Бычковой