ПЕРЕГОВОРНАЯ
Ринат Бакеев:

«Я не высмеиваю ошибки детей, а просто восхищаюсь оригинальностью мышления ребёнка»
Зачем учитель литературы читает детские сочинения на You Tube?
Ринат Бакеев — не самый обычный учитель русского языка и литературы из Академлицея в Зелёных горках. Почему он необычный? Потому что Ринат Альфредович — первый томский учитель-видеоблогер. На своём канале на You Tube он выкладывает видео, в которых читает отрывки из сочинений своих учеников, иногда имеющих весьма нестандартный взгляд на всем известные произведения русской классики.
Творчествоэто жизнь

Скажите, как так получилось, что после КВНа вы пошли работать учителем русского языка и литературы? Вы не жалеете о выбранной профессии?
— Ну, тут всё достаточно просто и понятно. Я занимался КВНом, но с точки зрения трудоустройства это было в Центре Культуры ТГУ, то есть я там был администратором. Но если смотреть с точки зрения работы, то мои функции были достаточно минимальными, и, соответственно, зарплата была так себе. А семья у нас уже на тот момент состояла из четырех человек (вот-вот должна была родиться вторая дочь), и поэтому надо было придумывать что-то со своим жильём. Чтобы взять ипотеку, нужна была другая работа, а исходя из моего образования, я мог стать учителем. В общем, решили, что я некоторое время поработаю в школе, чтобы взять кредит, но в итоге эта сугубо финансовая афера превратилась в дело жизни. Я уже четвёртый год работаю в школе и совершенно об этом не жалею.

Вот вы увлекаетесь Stand Up. Это ваше самовыражение в плане творчества или просто не можете забыть сцену?
— В первый раз слышу такой хорошо поставленный вопрос в правильном понимании. Да, действительно, это творческое самовыражение. Конечно, это можно понимать и в негативном ключе, некоторые могут назвать это нарциссизмом или желанием покрасоваться, выпендриться. А можно смотреть на это с позиции позитивной, ведь есть люди (и мне кажется, что я принадлежу к их числу) с душевной потребностью что-то рождать в творческом плане и выносить на «суд» общественности, на «суд» публики. Ну, тут тоже надо понимать, что хоть в Stand Up и много молодых людей, но, по моему личному мнению, что подтверждает практика, лучший Stand Up получается у людей за тридцать. Всё-таки это такой юмористический жанр, который хорошо получается, когда есть жизненный опыт за плечами, и шутки идут не на абстрактные темы, а на темы, которые ты выстрадал, которыми ты можешь поделиться с другими. И в этом плане Stand Up хорош тем, что он никогда не стареет, у него нет возрастного ценза, и это индивидуальное творчество, что не может себе позволить командная работа.

А часто материалом для ваших выступлений становятся случаи из школьной или личной жизни?
— Вообще у меня Stand Up строится на двух китах: моя семья и моя работа. Конечно, большую часть занимает работа. Если посмотреть мои выступления, то можно сказать, что это Stand Up учителя. Знаете, сколько бы я ни проверял разный материал, истории из школьной жизни больше всего «заходят» публике. Но здесь всё равно нужно понимать, что это жанр истории, какая-то её часть будет додумана и приукрашена для большего эффекта у публики.

Если подумать, то работая в школе, вы постоянно находитесь в женском коллективе, и приходя домой к жене и двум дочкам, тоже. Скажите, у вас никогда не возникало желания взять и вырваться куда-нибудь в чисто мужской компании, даже на ту же самую рыбалку?
— Кстати, это ещё не все. Когда я учился в университете, нас, пацанов, было пятеро на сто двадцать человек потока. Ну, а в том, что вокруг много женщин, я думаю, есть свои плюсы. Потому что чем больше вокруг женщин, тем теснее мужская дружба. Вот у нас было не много парней на филологическом факультете, зато теперь эта дружба идёт через года. Прошло уже семнадцать лет, а наша компания из пяти человек до сих пор очень дружна, и мы все отлично общаемся. Но, знаете, если отвечать на вопрос о семье, то, честно скажу, я очень рад тому, что у меня родились дочери. Потому что в нашем постоянно меняющемся мире, в котором столько проблем и непонятностей, растить сына куда тяжелее. С девчонками проще. А что касается рыбалки, то я достаточно давно и активно рыбачу.
Видеоблог как творчество на работе

Ринат Альфредович, помимо того, что вы учитель и стендапер, вы еще и видеоблогер. Как к этому относятся в вашем педагогическом коллективе?
— Ну, во-первых, честно вам скажу, что немного народу об этом знает. В прошлом году был эпизод на педагогическом совете, когда директор рассказывала-рассказывала свою информацию, и вдруг в конце говорит, что ей тут недавно сообщили о том, что, оказывается, один из учителей видеоблогер. Я напрягся, думал сейчас выговор сделает, а она говорит: «Полночи смотрела и очень понравилось, так что продолжайте. Хохотала, — говорит, — без остановки».

Тут момент такой, что я не бегу за популярностью в коллективе, мне, наоборот, было бы спокойней, если бы никто из моих коллег не знал о Stand Up и видеоблоге. Вот у нас в баре «Пробка» каждую субботу собирается молодежь, и когда я выхожу на сцену, всегда с замиранием сердца смотрю на публику: не дай бог кто-нибудь из моих коллег пришёл. Поэтому я предпочёл бы, чтобы они не знали. Хотя, мне кажется, те, кто знает, относятся к этому с пониманием.

А как родители относятся к тому, что учитель их детей видеоблогер?
— Если брать во внимание прямой контакт с родителями по этому поводу, то негатива не было не от кого.

В своем блоге вы читаете забавные сочинения своих учеников. А как вообще появилась задумка с созданием такого контента?
— У меня есть друг, с которым мы всегда обменивались приколами, и когда я пошёл работать в школу, то скидывал ему забавные отрывки из сочинений. В итоге там накопилось уже достаточно большое количество, и в один день, когда я скинул ему очередной отрывок, он сказал: «А чего ты не запишешь это на видео, а то я ржу, ты ржешь, а остальные — нет». Ну, я подумал, взял телефон, записал, выложил в инстаграм. Все ржут, всем смешно, в общем, общественность требовала ещё. Но если брать историю жанра, то это всегда существовало, всегда были в газетах, журналах рубрики: «Школьники пишут» или в каком-нибудь учебнике по литературе подборка смешных высказываний и речевых ошибок. Так что этот жанр существовал всегда, но именно в видеоформате, думаю, что я первый в России.
Все ржут, всем смешно, в общем, общественность требовала ещё
Были ли случаи, когда ученики специально писали смешные сочинения, чтобы попасть в очередной выпуск вашего блога?
— Да, есть дети, которые специально пишут смешные сочинения, чтобы попасть в него, но они туда не попадают, потому что у них там полный бред. Ведь в своём блоге я не высмеиваю ошибки детей, а просто восхищаюсь оригинальностью мышления ребенка и тем, как, бывает, отличается восприятие одного и того же у детей.

А как вы сами, будучи школьником, писали сочинения? Это всегда были хорошие и весомые работы или же вы иногда давали волю фантазии?
— Конечно я всегда был человеком, любившим посмеяться, но если смотреть с точки зрения учебы, то я был ботаником. Моя мама была учителем математики и завучем по учебной части в школе, где я учился. И потому я уже в шестом классе писал сочинения брату в десятый, причём его проверяли и ставили хорошие оценки, и никто вообще не подозревал, что это пишет шестиклассник.

10 февраля будет День памяти Пушкина. Не собираетесь ли вы делать спецвыпуск в честь праздника с сочинениями по его произведениям?
— Вообще Пушкин у нас осенью, но идею вы классную подсказали. Правда, десятое уже скоро, но можно будет с запозданием сделать. Но могу в подсказке сказать, что этот выпуск будет посвящен нашему логотипу, потому что на нём у меня как раз Пушкин.

Ринат Альфредович, а вам не приходила в голову мысль о расширении вашего видеоблога? Может, добавить новые рубрики? Например: «Словарь смешных слов и фраз от учеников» или «Стихи учеников»?
— В одном из выпусков я как раз объясняю, как бы я хотел расширить блог и почему этого не делаю. Потому что, если честно, времени очень мало, я на один выпуск-то набираю материал достаточно долго, а так чтобы сесть и подумать — некогда. У меня были идеи, конечно, ходить по улицам и собирать какие-то нелепости русского языка в вывесках, ребятам из седьмого класса предлагаю записать обзор на тексты песен реп-исполнителей.

Если подойти с точки зрения учителя русского языка и литературы, то можно много интересного найти. Когда-нибудь я это реализую, но пока нет времени. Ну и то, что вы сказали, тоже интересно.

Как учитель, как отец и как видеоблогер какое напутствие вы можете сказать современным детям?
— Вообще есть общее напутствие, которое любой человек в любое время может дать. Это, конечно же, побольше читать. Просто чтение — это основа развития любой личности. И для нормального умственного развития человек должен быть начитанным.

Я имею в виду начитанным не в плане того, что он много прочитал и знает кучу сюжетов, а в плане того, что он начитался образцов выдающейся письменной речи, и из-за этого его устная и письменная речь сформировалась. Ведь наша речь — это основа жизни.

Я не буду брюзжать насчёт интернета, потому что сказать современному ребенку: «Поменьше лазай в интернете» то же самое, что просить невозможного. В нём есть всё, что нужно для развития личности, а вот что ты там будешь искать — это уже другое дело. Нужно правильно выбирать информацию в интернете и попусту не тратить время. И ещё, пожалуй, скажу всем подросткам, что родители — это самые лучшие люди на земле. Пускай не все таковыми являются, но вера в это должна быть у ребенка, и, соответственно, от этого должны плясать все его поступки по отношению к родителям. Не спорить с родителями, не обижать их, делать так, как они говорят, даже если кажется, что они говорят ерунду. Нужно понять и зарубить себе на носу, что это люди, которых нельзя обижать. Как говорил Иосиф Бродский: «Родители — это ближайшая мишень и попасть в неё легче всего».


Текст: Екатерина Кулманакова
Фото из архива Рината Бакеева