Развлечения
СЕГОДНЯ Я БУДУ ЭЛЬФОМ
Что делать, если стало скучно быть простым старшеклассником и хочется чего-то магического
Знаешь, я вот уже около года играю в НРИ, даже немного водил по D&D, а сейчас пишу сценарий по World of darkness, а началось всё с того, что нашёл онлайн-сервис по ролёвкам и из немногих русскоязычных партий выбрал песочницу с самым прописанным миром по системе GURPS и понеслась! Сейчас вот более-менее активно участвую в лангедоках и… Подожди, ты хоть что-нибудь понял? Нет? Тогда налей чайку и усаживайся поудобнее.

Что это за ролевые игры такие?
Сам термин «ролевики» не столь обширен и не понятен как модное нынче слово «гик». Даже из самого названия можно понять, что это люди, точнее, субкультура людей, занимающихся ролевыми играми живого действия, а также словесными и настольными играми.

Если копнуть ещё глубже и поискать информацию о том, что такое ролевые игры живого или словесного действия, то можно найти целую гору и маленький грузовичок систем и непонятных терминов. Но если отбросить всё только что перечисленное, то можно это всё объединить в одно простое определение: ролевые игры живого действия — игры, в которых игроки отыгрывают свои роли через определённые, заранее заданные, действия. Само же ролевое движение зародилось не так давно, примерно в 80-ые годы, в Европе и Америке, а в России немного позже — в 90-ые.

Однако предпосылками зарождения ролевого движения в СССР стало появление ценителей творчества Толкина, а также клубы любителей фантастики, клубы самодеятельной песни и военно-исторические клубы. Первой полигонной ролевой игрой стали «Хоббитские Игрища» 1990 года, проведенные под Красноярском. Это событие дало толчок к развитию движения не только количественно, но и качественно. Чтобы более подробно рассказать о том, из чего состоят эти самые игры и как вообще они происходят, я обратился к самым осведомлённым в этом вопросе ребятам — самим ролевикам. Но если ты хочешь понять большую часть сказанного ими, просмотри внимательно наш словарик.

Словарь ролевика
GURPS (Generic Universal RolePlaying System) — универсальная система ролевых игр, разработанная компанией Steve Jackson Games в с целью создать правила, применимые в любом игровом мире.

Водить — выполнять функции данжен-мастера.

Данжен (то же, что D&D) — просторечное название любой настольной ролевой игры. Игротехнический мастер (игротех) — помощник мастера в проведении игры.

Загруз — описание и предыстория роли игрока, происходит перед игрой.

Игровое время — условно создавать в конкретной ролевой игре (например, сутки считаются игровым годом: день — это лето, а ночь — зима).

Кастовать — колдовать, читать заклинание в игре.

Лангедок (он же кабинетка)
— ролевая игра живого действия, проходящая в небольшом помещении.

Мастер — организатор и координатор ролевой игры.

НРИ — настольная ролевая игра.

Полигонная игра (полигонка) — игры, проводящиеся на определённой местности.

Прогон — одна сыгранная игра.

Сеттинг (от англ. setting — окружение, место действия) — игровое пространство, где протекает действие настольной ролевой игры.
Великий мастер
— Мастер — это фактический человек-компьютер, — рассказывает Эрнест Чазов, мастер настольных ролевых игр. — При игре в компьютерную игру все ходы, действия и события обрабатываются компьютером, а в ролевой игре все действия обрабатывает мастер. — Ну я бы скорее сказал, что это человек желающий творить, творческая личность, — поправляет Артём Ершов, матер живых и настольных ролевых игр. — Мастер в творчестве реализовывает свои желания, идеи и выставляет их таким образом на обозрение общественности. При этом он, конечно, использует определённые игровые системы. В настольных ролевых играх часто используются своеобразные своды правил или указаний для проведения игры и просчёта действий игроков. Наиболее распространенные: GURPS, Dungeons&Dragon, FUDGE, Fuzion, Vampire: The Masquerade, Фиаско.

— А какова роль этих систем в игре?

— Система в игре роли не играет, — объясняет Эрнест, — только если игроки хотят всё просчитывать, но если игроки и мастер достаточно общительные, то она и не нужна особо. А вообще всё зависит от того, кого игроки хотят играть: если они хотят играть в нечто глобальное за большие страны, где счёт времени будет исчисляться столетиями, то лучше использовать систему.

— Как придумываются механики для живой ролевой игры?

— Лично я понимаю и полагаю, что у каждого создателя живых игр свои подход к ним, но у меня подход такой: сначала я придумываю о чём будет игра, в каком сетинге она будет, и что там вообще будет происходить, а потом на этот сеттинг начинаю накладывать персонажей, — отвечает Артём. — Взять, например, имеющую весьма хороший успех и популярность, небезызвестную игру «Ведьмин дол». Я давно хотел сделать игру в атмосфере охоты на ведьм, довольно быстро на это решился и начал уже на эту тематику накладывать роли. Вот я сижу и думаю: у нас есть деревня, в неё прибывает отряд охотников на ведьм, зачем они туда прибывают? Придумал, что произошло, например, донос на кого-то.

Хорошо, теперь персонажи. Какие могут быть персонажи? Как они уместны в этом сеттинге? Набираю достаточно типичные шаблоны: вот охотник на ведьм, конечно, ещё есть деревенский староста, его жена (наверняка, та ещё стерва), есть молодая ведьма, есть, скажем, не очень умная местная деревенская девушка, есть, наоборот, умная девушка, констебль тоже обязательно есть.

Когда я понимаю, что количество ролей достаточно, то есть их где-то 11-15, всё — игра почти готова. Я на этом свою фантазию останавливаю, записываю их просто столбцом в документе и начинаю придумывать, кто с какой историей за спиной, кто с кем связан, у кого какие скелеты в шкафу и так далее и тому подобное. Формирую из этого историю, вписываю её в загрузы и, соответственно, объявляю первый прогон. Набегают игроки, раздаю им загрузы на персонажей, и понеслась.
Вот охотник на ведьм, конечно, ещё есть деревенский староста, его жена (наверняка, та ещё стерва), есть молодая ведьма, есть, скажем, не очень умная местная деревенская девушка
Первая игра
— Первая игра, которую я провёл, это данжон по «Наруто», мы тогда дико все убивались по этой анимешке, — вспоминает Артём. Тогда же я впервые не только попробовал водить уже в более зрелом возрасте, но и впервые попробовал водить с музыкой (естественно, из «Наруто»). И вот зашло настолько, что, как видишь, до сих пор не отпустило.

— А первая живая игра? Свою первую живую игру, я решил написать, когда меня одна из организаторов BlackBox подзуживала: «Ну давай попробуй, напиши свою живую игру, будет круто…». И я, как обычно, всеми четырьмя отнекивался: «Нет, нет, нет, я не знаю, как это делается, у меня ничего не получится, отстаньте от меня все». Но в какой-то момент я просто походил на эти живые игры, посмотрел на них изнутри и подумал: «Блин, а ведь почти за десять лет данжена многие сцены, которые там были отыграны, отлично легли бы и в живые игры». То есть все роли, которые были в данжене не игровыми персонажими, можно расписать за игроков, и они так же будут в это играть. Вот я взял за основу данжен по фэнтези, одну из наиболее ярких запомнившихся и каноничных сцен, условно говоря, это знаменитая в Томске игра «Пламя в живом королевстве» про штурм демонами эльфийского леса. Там собираются эльфы, орки, люди и начинают такой стандартный совет с кучей предателей, эгоистов, серых кардиналов, у которых свои цели, отличные от того, чтобы разгромить легион и защитить лес. И вот я взял за основу самую базовую ситуацию и написал по ней игру.

Игра имела такой успех, который даже я не мог ожидать. Ребята говорили, что очень классно, что это новая надежда томского ролевого движения, что стоит делать дальше. Но после первого прогона этой игры, я ещё не решился делать дальше живые игры. На самом-то деле, я думал, что весь этот успех прогремел, и на этом всё. Но нет, собралось ещё два прогона этой игры, и третий прогон прошёл ещё более круто, чем первый. Тут меня уже прорвало на написание целого сериала, который длится уже шесть игр и планируется ещё две и сериал наконец-то закончится.

— А куда в Томске можно пойти, чтобы поиграть?

— К сожалению, мест, где можно поучаствовать в лангедоках и настольных ролевых играх, в Томске очень мало, а если точнее, то оно всего одно: игровая площадка BlackBox, — отвечает Эрнест. — Помимо живых ролевых и настольных игр здесь также периодически проводят и семинары с лекциями.


Текст: Игорь Громов
Фото предоставлены героями материала