планирование карьеры
Лёгкие деньги или работа 24/7:
всё о профессии
SMM-специалиста
Подробности внутренней кухни «модной» работы —
в нашем материале
Наверняка каждый хотя бы один раз, но слышал, что SMM — востребованная и быстроразвивающаяся специальность, погрузившись в которую, можно хорошо заработать. Но рассказывали ли вам что-то о трудностях этого дела? О том, что часто умалчивается. Об этом мы узнали у бывалых и готовы рассказать вам :)
Для начала определимся, кто вообще такой SMM-специалист

В переводе с английского,
SMM (Social Media Marketing) – маркетинг в социальных сетях.

А SMM-специалист — это как раз человек, который занимается ведением и продвижением компаний, услуг и личного блога заказчика в соцсетях.

SMM поможет повысить узнаваемость бренда, привлечь новую ЦА (целевую аудиторию), информационно поддерживать аудиторию (рассказать о скидках, акциях, отвечать на вопросы)


Чтобы сделать наш материал более содержательным, мы обратились за интервью
к человеку, который посвящает себя SMM-маркетингу.

Эксперт нашего материала — Юлия Мекшина.

Юлия Мекшина
Я считаю, что сам по себе SMM — очень широкая сфера, в которой в последнее время появляется всё больше новых направлений: стратег, таргетолог, копирайтер, сторисмейкер.

SMM-специалист — это же человек с набором точных навыков. Причем что у него нет регламентированного набора умений.


Есть специалист, который занимается только публикацией контента, а есть те, кто совмещают контент, продвижение и администрирование.
Как можно стать SMM-специалистом? Необходимо ли специальное образование?

Скажем так, специальные знания требуются обязательно, их нужно постоянно обновлять. Образование же нужно не всегда. Есть работодатели, которые
смотрят только на портфолио кандидата.

С чего вообще начинать? Прежде всего, нужно получить общие знания,
изучить алгоритмы и правила соцсети, в которой вы планируете работать.

Допустим, вы хотите работать в Instagram. Тогда начните с изучения темы:
как сделать шапку профиля, написать контент-план. Какие виды текстов есть,
как привлекать новых подписчиков, как использовать хэштеги и геоточки.
Разберитесь в вопросе визуала,
освойте сторителинг, методы продвижения… и это не весь список.

Чтобы начать работать, лучше начинать со знакомых, тренировать «насмотренность» (изучать другие аккаунты по этой же нише)

Главный навык SMM-специалиста — умение подобрать инструменты
для каждого отдельного случая. Делать то, от чего бизнес клиента будет процветать, приносить ему большие деньги, повышать лояльность клиентов.
Бытует мнение, что SMM-специалист делает только «красивые фото и видео» — не более. Заработанная плата должна быть не более 10 000 рублей. Другие говорят, что SMM – это комплекс, включающий в себя работу маркетингового характера. Что вы думаете об этом?

Не соглашусь. Уметь надо гораздо больше. Опять же, если вы выбрали для себя нишу, допустим, сторисмейкерства, — тут как раз нужно делать «красивые фото и видео». А если позиционируете себя как копирайтер, тогда нужно уметь писать тексты (продающие, развлекательные, информационные)

По заработной плате тоже все индивидуально. Мало опытный специалист
часто начинает работать «за обратную связь», — то есть, за отзыв о своей работе. Постепенно растет опыт и растет ЗП. Специалист SMM за ведение аккаунта в Instagram (не учитывая таргет) с опытом от одного года берет за свою работу
около 15 тысяч рублей.

Опять же, надо смотреть конкретную специальность.
У таргетолога, который занимается рекламой, другие расценки.
SMM – это комплекс, несомненно.
Хочется ввести следующее разделение:
  • SMM-маркетинг
    это стратегия
  • SMM-продвижение
    это тактика
Проработанная стратегия спасёт от хаотичного ведения страницы
в соцсетях
, поможет определить бизнес-цели, способы и инструменты достижения этих целей, спрогнозировать потенциальный эффект
от SMM-продвижения.

Стратегия может корректироваться в течение всего времени
работы с клиентом,
но кардинально и резко (а главное – часто)
ничего менять нельзя.
С какими сложностями в работе уже успели столкнуться?

Бывает такое, что заказчик ставит задачу, а ты еще недостаточно освоил приёмы и функционал, а поэтому, она даётся с трудом. Приходится садиться и учиться, пробовать. Что-то занимает очень много времени. На монтаж видео, например, можно потратить два часа.

Бытует мнение, что SMM — это «лёгкие деньги».
Как вы считаете, правда ли это?


Не правда.
Да, работать в области SMM можно «от любой розетки мира» (С)

НО… У нас ненормированный график. Мы всегда на связи, контент нужно публиковать каждый день, учитывая часовой пояс заказчика. Как я говорила ранее, SMM — это не только «красивые картинки», но и еще стратегия, аналитика и отчетность. Реклама — это вообще отдельный вопрос.

Так что, о легких деньгах здесь точно не идет речь.

Сколько вам удаётся зарабатывать? Сколько проектов вы ведете? Сколько времени они занимают? Чем конкретно занимаетесь в этих проектах? Как устанавливаете стоимость своих услуг?

Скажу сразу: для меня это хороший дополнительный заработок.
В данный момент веду 2 проекта. Первый — детский бассейн в Москве,
второй — личный аккаунт логопеда-дефектолога.
Обязанности у меня следующие:
1
Аудит профиля,
выявление его сильных и слабых сторон;
2
Ведение аккаунта (иногда требуется писать свои посты,
иногда просто публиковать тот контент, который дает заказчик);
3
Разработка контент-плана,
публикация сторис;
4
Проведение конкурсов и розыгрышей, подбор аккаунтов,
в которых можно разместить рекламу.
Что можете посоветовать начинающим в этой сфере?

Самый главный совет: тщательно выбирайте обучающие курсы.
За красивыми продающими сайтами может быть абсолютно пустая программа.
Читайте отзывы, идите учиться к лучшим.

Не видитесь на рекламу блогеров, которые обещают, что через месяц вы заработаете от 50 000 рублей. Все начинается с малого. Советую покупать курсы
у агентств, а не блогеров. За созданием курса в агентстве стоит большая команда профессионалов, блогеры же часто запускают обучающие программы на основе своего опыта.
Текст: Илья Мекшин
Иллюстрация: Софья Чуруброва
Фото предоставлено героем