Профессия: официант
Истории о разбитой посуде
Мы частенько заходим в кафе или ресторан и общаемся с этими людьми, не задумываясь, как сильно они влияют на атмосферу и настроение нашего вечера. Именно от них зависит в целости ли принесут наш заказ, насколько реально смогут они описать блюдо, чтобы мы не ошиблись с выбором, и именно они являются лицом своего заведения, по которому мы судим о нем.

Анастасия Колесникова,
кафе-кондитерская TORTA


После 11 класса, как и многие, я искала подработку на лето (в ожидании результатов экзаменов пределы города покидать не хотелось). Ну и, как это частенько бывает, одноклассница уже работала на тот момент в общепите и предложила попробовать мне.

Когда же лето закончилось встал логичный вопрос: уходить или оставаться? И я осталась, о чем и сейчас не жалею, потому что место учебы я вскоре поменяла, а вот с работой расставаться уже не хотелось.

Здесь я забыла о своей вспыльчивости. Да, был за мной такой грешок, что из-за своей импульсивности я могла сгоряча наговорить гадостей, но, работая с людьми, стоит следить за этим. Но не просто терпеть все то, что на тебя валится, а уметь понять окружающих, понять, почему они себя так ведут. Как хорошо было сказано в одном фильме, когда мы кого-то понимаем, мы начинаем его любить. Так и здесь, если вы приходите в кафе или ресторан, и понимаете, что ваш официант ходит злой, потому что он не работу не любит, а у него в универе или в школе запара, ты начинаешь ему сочувствовать. Так и для нас, когда приходит раздраженный гость, важно понять, что он злится не на тебя. Нужно стараться не нахамить в ответ, а дать ему отдохнуть и расслабиться.

Да, сейчас я уже стала на ступеньку выше в карьерной лестнице общепита — менеджер, но я не кричу: «О-о-о, я вообще-то не официант!». Я могу так же спокойно могу выйти в зал, помочь девочкам с уборкой столов и просто поболтать с гостями. Как-то проходя различные тесты на профориентацию, я запомнила слова одной женщины, что в сфере общепита должен проработать каждый хотя бы полгода. Это настоящая школа стрессоустойчивости! Кроме того, теперь, приходя в различные заведения, сразу оцениваешь качество обслуживания: забрали ли салфетки, сказали ли о времени готовности блюда и так далее.
Александр Дьячков,
«Кафетериус №14»


Ничего не бывает более постоянным, чем временное. Так и в работе: я не могу сказать, будет ли она для меня временной, пока не наступит тот момент, когда придется сделать выбор: уйти или остаться. Но главное — это делать свою работу качественно, быть движимым не целью получить больше денег, а целью делать с удовольствием то, что тебе реально нравится.

В любой работе, а уж в работе официанта тем более, важно любить свое дело, ведь, тогда нет предела совершенству! И, что самое главное, тебе хочется совершенствоваться. Многие думают, что работа официанта простая — принёс-унёс, но так говорят только те, кто никогда не имел дела с общепитом. Как и в любой другой работе, здесь есть, куда расти.

Вообще работа в общественном питании — это тяжелый труд, к которому нужно относиться с уважением. Ведь люди могут попасться разные, но с ними не нужно бороться.

Если у человека с утра день не задался, я могу лишь поддержать его чашечкой кофе или чая. Тогда завтра он уже придет в хорошем настроении.

Если ты начнёшь работать в этой сфере, то надо быть готовым, что твоя жизнь сильно изменится, как и с началом любого дела. Наверное, звучит пугающе, но на самом деле это очень интересная и познавательная работа, я научился здесь новым крутым вещам.

Кроме того, всё кажется легче, если иметь друзей на работе, с которыми и трудиться веселее и интереснее, и друзей вне работы, которые приходят к тебе за чашкой вкусного (раз уж приходят) кофе.
Александр Болсуновский,
кофейня «Буланже»


Да, для меня эта работа временная, но лишь по той причине, что я не могу усидеть на одном месте и хочется себя ещё во многом попробовать. Но именно работа официантом для меня стала самой продолжительной. Здесь я работаю уже второй год и пока уходить не хочется, потому что этот процесс, люди, коллектив, стресс, без которого я не могу жить — всё это затягивает.

Главная привилегия для официанта, как я считаю — это человеческая сторона отношений. Да, кажется, какие отношения в работе официанта? Тем не менее, они есть, и они проявляются через жесты, мимику. Даже через обычный взгляд можно понять многое, и это очень интересно! Именно эти 30-40 минут и ваши формальные отношения гость-официант бесценны.

При этом, для меня работа официанта предполагает отсутствие личных отношений, так как сейчас ваши контакты чисто партнерские и ни внешность, ни внутренний мир не имеют значения.

Без историй в нашем деле не обходится, конечно. Самая банальная, которую могу вспомнить: вечер, играет музыка, кажется, мелодичный блюз, я несу поднос с напитками, подхожу к бару и ставлю его на стойку, коллега начинает мне что-то рассказывать, и поднос падает. Стекло, грохот и после пяти секунд молчания, раздается радостный крик и наш с коллегой истеричный смех.

На этой работе жизнь меняется очень сильно, приходится становиться более гибким, отзывчивым, открытым и понимать человека с полуслова. Эти навыки потом на любой другой работе пригодятся.

Текст: Анастасия Лоцман
Фото: Кристина Снегирева