Индивидуальность Когда я спросила о человеке, который является для него примером, Марк сразу ответил, что есть такой, да. Для него пример — Иван Лёвкин
(интервью «Штурмана» с Иваном Лёвкиным). Говорит, что Ваня — его брат, отец и даже бог в одном лице.
— Я очень хотел попасть на его курсы, но по своим причинам не смог, поэтому написал ему и спросил про индивидуальные занятия. Он сказал, что таких уроков не даёт, но поможет, чем сможет. Я тогда был маленький, лет 12-13, и это воспринял так: «Пиши мне в любое время дня и ночи». И действительно, я писал ему практически каждый день.
— И он тебе отвечал?
— Да, неохотно, но отвечал. Он сказал недавно, что это было для него немного странно. Я ему писал, будто бы он мой хороший друг, хотя мы с ним даже ни разу не виделись. Потом он как-то позвал меня на съёмки бэкстейджа, потом ещё, а потом уже не я обращался за помощью к нему, а он ко мне. Люблю его.
У каждого режиссёра, да и в принципе у любого представителя творческой профессии, есть своя фишка, которой нет больше ни у кого, поэтому решаю спросить, чем же особенно творчество Марка. Он отвечает, что его работы про людей. Потом, немного подумав, добавляет:
— Мне очень нравится кино, поэтому я пытаюсь делать свои работы максимально кинематографичными. Не знаю насколько это уникально, но я очень сильно люблю документальный жанр и биографию, поэтому, если говорить грубо, истории у меня о том, как человек осознанно опускается на самое дно, а потом думает, как оттуда выбраться. Я хочу показать проблемы людей, да и просто их разные истории.
— В каких жанрах ты работаешь?
— Я бы хотел поработать во всех жанрах, смешать стили, но кино мне ещё рано снимать, даже короткие метры рано, наверное. Я сейчас плотно занимаюсь клипами, есть крутые идеи и возможности их реализовать, поэтому тренируюсь пока на них. Это очень круто, когда ты пробуешь на клипах делать истории, потом такой опыт может очень хорошо сказаться на коротких метрах и фильмах. Перед тобой стоит задача за три минуты рассказать интересную историю по какой-то композиции, это довольно сложно.
— Хорошо, а откуда ты берёшь новые идеи?
— Да непонятно, откуда они появляются. Тяжело сесть и придумать идею просто так, раз — и всё готово. Иногда вдохновляюсь музыкой, делаю видео под трек. Иногда помогает общение с людьми, с которыми мы устраиваем мозговые штурмы. Если стоит задача придумать безумную идею, то я просто начинаю накидывать любые слова: «банан», «человек», «космос», а потом из этого получается что-то интересное.
Он рассказывает, что последнее время берёт идеи из снов. Спит, говорит, очень мало, и бывают такие непонятные сны, поэтому под подушкой у него всегда лежит блокнот с ручкой. Иногда он просыпается и начинает что-то писать. Редко, конечно, что разбирает, так как пишет с закрытыми глазами не очень понятно. На днях он резко встал и сказал, что будет работать с Дрейком, ему приснилось, что они общались в сне, и у Марка появилась такая мини-цель.
Препятствия Бывают периоды, когда не хочется ничего делать, а хочется бросить всё и уйти в небытие. Такой период был и в жизни режиссёра, а если говорить точнее, то их было два.
— Первый случай произошёл тогда, когда у меня вообще не было денег, образования, вообще ничего. И тогда я устроился на работу официантом, работал четыре месяца примерно, и так получилось, что ночами я писал сценарии, не бросал своё дело, а днём работал. Из-за всего этого я очень мало спал, и в один день я стоял за баром и при полном зале людей заснул. После окончания смены я подошёл к директору и сказал, что больше не могу, умираю. И в тот момент пришлось выбирать. Выбрал видео.
— А почему не нашёл подработку в сфере видео?
— Свадьбы снимать я не согласен, против себя идти не хочу. Я не считаю, что это какое-то искусство и кому-то может быть полезно. Простые коммерческие работы за пару тысяч — тоже неинтересно. Крупных заказов на тот момент не наблюдалось.
— Это первый случай, а второй из-за чего произошёл?
— Я снимал клип для одного томского артиста, делал сценарий, всё шло хорошо, но когда дошло дело до сметы, то там было заложена очень маленькая сумма на оборудование, не считая реквизита. Я ему сказал, что качество будет тоже не лучшее, что сколько вложил, столько и обратно заберёшь. Клип сняли, как и ожидалось, так себе, и это был первый раз, когда заказчик сказал, что ему не нравится моя работа. Я после этого месяц находился в жёстком депрессняке, я не понимал, что реально такое возможно. Потом люди мне объяснили, что бывают разные случаи, и я потихоньку отпустил эту ситуацию.
— А какие трудности возникают во время работы?
— Каждый раз мне тяжело начать писать сценарий и смету. Я очень люблю съёмочный процесс, монтаж, и ненавижу цифры, счёт и заполнение бумаг. Мне нравится рисовать раскадровки, но всё прописывать — не клёво. Допустим, у меня есть проект в разработке. Я жду, когда мне просто дадут денег и скажут: делай своё дело, а всё остальное мы возьмём на себя.
Раз мы начали говорить о трудностях, то я решаю спросить про обстановку на съёмках. Марк в ответ мне рассказывает, что он не очень эмоциональный, поэтому сложность состоит только в том, что все устают. И тут он вспоминает случай, когда он накричал на актёра.
— Я снимаю уже примерно года три, чтобы прямо серьёзно, и буквально прошлым летом я впервые закричал на съёмках. Актёр не выполнял задачи, и мне пришлось очень громко кричать на него, мы даже чуть не подрались. Всё решилось, конечно, без драк, но этот случай я запомнил.