Переговорная
МАРК ЕРМИЛОВ:
«Желание важнее денег, желание важнее всего»
Бросить школу в шестом классе? Работать над проектами российского масштаба у себя в деревне? Переехать в Москву в 17 лет и добиваться успеха уже там? Нет, это не какая-нибудь голливудская история, это реальная жизнь Марка Ермилова — томского режиссёра.
Представь: ты как обычно сидишь в интернете и смотришь, допустим, видеоклип. Ты слушаешь музыку и думаешь: «Какой же классный исполнитель, музыка его мне нравится». А задумывался ли ты когда-нибудь о том, кто сделал клип на эту самую музыку, которая так тебе нравится? Да, видео — тоже искусство, но почему-то многие не обращают на это внимания, воспринимают как должное — ну есть и есть. А некоторые люди буквально всю свою жизнь посвящают этому искусству. Марк как раз из их числа.

В детстве этот мальчик жил в Кисловке (деревня в Томском районе — ред.) и преспокойно занимался футболом целых три года, но по личным обстоятельствам ему пришлось забросить это дело. Где-то полтора года он ничем особо не занимался, немного фотографировал друзей, ходил в школу, как все. И вот в один момент он нашёл старую камеру-мыльницу у своей мамы и начал снимать видео. Так и началась его история.

Школа жизни
Встретиться мы договорились в The Burger Lab. Почему там? Именно в этом заведении Марк первый раз попал на съёмки клипа и потом всё время проводил тут разные встречи и переговоры. А вообще Томск он не любит, говорит, что нечего тут делать.

Мы сели за свободный столик, и я решила для начала узнать, как родители отнеслись к выбору Марка. Одно дело, когда ты просто занимаешься видео время от времени, только для души, другое — когда зарабатываешь этим на жизнь, отказываясь от всего остального.

— Родители отнеслись к моему занятию отрицательно, потому что я школу бросил из-за этого в шестом классе, — рассказывает Марк. — Я в разных сферах себя пробовал, но раньше были занятия на пару недель, немного позанимался чем-то и бросил, поэтому они думали, что видео — очередное хобби, которое денег не принесёт, да ещё и школу бросил, опять же. Не понятно им было, во что это всё выльется. Но после моей поездки в Москву родители сказали мне, что я красавчик и это всё не зря.

— А почему школу бросил? — удивляюсь я. — Можно же было совмещать учёбу и съёмки. Да и разве по закону ты не должен был закончить хотя бы девять классов?

— Честно признаюсь, я вообще не могу учиться и сидеть по шесть часов и слушать кого-то. Не могу и всё. Учителя сначала думали, что это просто юношеский максимализм. У меня с ними были постоянные споры и разногласия, иногда жёсткие, иногда не очень. Да и их мнение меня не особо интересовало. С законом тоже возникали проблемы. К нам приходили люди из органов опеки, из полиции и спрашивали, почему ребёнок не учится. Бабушка говорила, что я работаю, и после того, как я показывал, чем я занимаюсь, вопросов больше не возникало и к нам никто больше не приходил.

Услышав мнение Марка про школу, я подумала, что, наверное, от учёбы можно и отказаться, если ты уже точно знаешь, чему посвятишь свою жизнь, но всё-таки решила узнать, планирует ли он поступать в университет. Ответ, как и предполагалось, был отрицательный.

— На самом деле, мне опыта хватает и так. Я очень много черпаю от людей, с которыми общаюсь, это и есть моя школа. Постепенно я изучил интеллектуальные права, например, потому что мне это было нужно для работы. Если будет ещё потребность в каких-либо знаниях, то я начну изучать необходимое.
К нам приходили люди из органов опеки, из полиции и спрашивали, почему ребёнок не учится. После того, как я показывал, чем я занимаюсь, вопросов больше не возникало и к нам никто больше не приходил.
Дебют
Марку очень хотелось делать видео, но у него была только старая камера, которая толком и не снимала. В рамках фотографий мысли уже не умещались, поэтому пришлось прибегнуть к хитрости. На день рождения папа подарил мальчику Xbox, но Марку настолько хотелось иметь камеру, что он продал приставку и купил долгожданную вещь на вырученные деньги. Говорит, что сейчас думает, знают ли родители об этом или для них это до сих пор остаётся тайной.

— Какой первый ролик или фильм ты снял? Как пришла идея для его создания?

— Самый первый ролик был такой: я упрашивал маму, чтобы она купила мне штатив, он мне был очень нужен. Чтобы уговорить маму, я выстроил пирамиду из свечек и заснял её, специально тряся при этом камеру. Показал маме, она сказала, что это круто и мне обязательно нужно купить штатив. Так у меня появился ещё и штатив.

Решаю узнать, можно ли создавать ролики, имея при себе только большое желание. Потому что какой творческий человек без мастерства и таланта? Но он, вопреки моему мнению, отвечает, что возможно всё.

— Желание важнее денег, желание важнее всего. Терпение и труд все перетрут, я сам убедился в этом на своём опыте. Я помню, как я захотел снять видео для одного рок-магазина. У меня не было тогда ни портфолио, ни наработок, но я написал им, что я всё сделаю, только дайте мне денег. Сделать-то я сделал, но в итоге мне отдали только половину суммы, сказав, что снято плохо. Этот случай не остановил меня, я продолжил снимать дальше, потому что хороший видеограф и режиссёр должен обладать огромным терпением. Нужно очень много работать, чтобы тебя заметили, а если ты ещё и из провинции, то тебе тяжелей вдвойне. В центре, к примеру, в Москве, найти работу намного проще.

— Чего ты достиг в профессиональном плане?

— Я особо не отслеживаю. Сейчас я готовлю два крупных проекта в Москве, и когда я подготавливался к ним, составлял тритмент (рекламу сценария) и сметы, референсы (аналоги эскизов) искал и понял, что я намного подрос.

— То есть ты видишь прогресс?

— Да, но это само приходит. У меня в основном происходит так: я сижу, что-то делаю, и тут в голове звучит некое «Бам!» и всё — понимаю, что у меня новый этап. После этого радуюсь и иду дальше.

Обычно, говорит он, если его очень интересует проект, примерно часов шесть-семь Марк думает, какой он классный, что получил этот проект. Радуется, как всё будет круто и представляет, что он сделает. А потом, когда этот запал у него проходит, устаёт и ничего не делает, так как все силы ушли на эмоции.
Индивидуальность
Когда я спросила о человеке, который является для него примером, Марк сразу ответил, что есть такой, да. Для него пример — Иван Лёвкин (интервью «Штурмана» с Иваном Лёвкиным). Говорит, что Ваня — его брат, отец и даже бог в одном лице.

— Я очень хотел попасть на его курсы, но по своим причинам не смог, поэтому написал ему и спросил про индивидуальные занятия. Он сказал, что таких уроков не даёт, но поможет, чем сможет. Я тогда был маленький, лет 12-13, и это воспринял так: «Пиши мне в любое время дня и ночи». И действительно, я писал ему практически каждый день.

— И он тебе отвечал?

— Да, неохотно, но отвечал. Он сказал недавно, что это было для него немного странно. Я ему писал, будто бы он мой хороший друг, хотя мы с ним даже ни разу не виделись. Потом он как-то позвал меня на съёмки бэкстейджа, потом ещё, а потом уже не я обращался за помощью к нему, а он ко мне. Люблю его.

У каждого режиссёра, да и в принципе у любого представителя творческой профессии, есть своя фишка, которой нет больше ни у кого, поэтому решаю спросить, чем же особенно творчество Марка. Он отвечает, что его работы про людей. Потом, немного подумав, добавляет:

— Мне очень нравится кино, поэтому я пытаюсь делать свои работы максимально кинематографичными. Не знаю насколько это уникально, но я очень сильно люблю документальный жанр и биографию, поэтому, если говорить грубо, истории у меня о том, как человек осознанно опускается на самое дно, а потом думает, как оттуда выбраться. Я хочу показать проблемы людей, да и просто их разные истории.

— В каких жанрах ты работаешь?

— Я бы хотел поработать во всех жанрах, смешать стили, но кино мне ещё рано снимать, даже короткие метры рано, наверное. Я сейчас плотно занимаюсь клипами, есть крутые идеи и возможности их реализовать, поэтому тренируюсь пока на них. Это очень круто, когда ты пробуешь на клипах делать истории, потом такой опыт может очень хорошо сказаться на коротких метрах и фильмах. Перед тобой стоит задача за три минуты рассказать интересную историю по какой-то композиции, это довольно сложно.

— Хорошо, а откуда ты берёшь новые идеи?

— Да непонятно, откуда они появляются. Тяжело сесть и придумать идею просто так, раз — и всё готово. Иногда вдохновляюсь музыкой, делаю видео под трек. Иногда помогает общение с людьми, с которыми мы устраиваем мозговые штурмы. Если стоит задача придумать безумную идею, то я просто начинаю накидывать любые слова: «банан», «человек», «космос», а потом из этого получается что-то интересное.

Он рассказывает, что последнее время берёт идеи из снов. Спит, говорит, очень мало, и бывают такие непонятные сны, поэтому под подушкой у него всегда лежит блокнот с ручкой. Иногда он просыпается и начинает что-то писать. Редко, конечно, что разбирает, так как пишет с закрытыми глазами не очень понятно. На днях он резко встал и сказал, что будет работать с Дрейком, ему приснилось, что они общались в сне, и у Марка появилась такая мини-цель.

Препятствия
Бывают периоды, когда не хочется ничего делать, а хочется бросить всё и уйти в небытие. Такой период был и в жизни режиссёра, а если говорить точнее, то их было два.

— Первый случай произошёл тогда, когда у меня вообще не было денег, образования, вообще ничего. И тогда я устроился на работу официантом, работал четыре месяца примерно, и так получилось, что ночами я писал сценарии, не бросал своё дело, а днём работал. Из-за всего этого я очень мало спал, и в один день я стоял за баром и при полном зале людей заснул. После окончания смены я подошёл к директору и сказал, что больше не могу, умираю. И в тот момент пришлось выбирать. Выбрал видео.

— А почему не нашёл подработку в сфере видео?

— Свадьбы снимать я не согласен, против себя идти не хочу. Я не считаю, что это какое-то искусство и кому-то может быть полезно. Простые коммерческие работы за пару тысяч — тоже неинтересно. Крупных заказов на тот момент не наблюдалось.

— Это первый случай, а второй из-за чего произошёл?

— Я снимал клип для одного томского артиста, делал сценарий, всё шло хорошо, но когда дошло дело до сметы, то там было заложена очень маленькая сумма на оборудование, не считая реквизита. Я ему сказал, что качество будет тоже не лучшее, что сколько вложил, столько и обратно заберёшь. Клип сняли, как и ожидалось, так себе, и это был первый раз, когда заказчик сказал, что ему не нравится моя работа. Я после этого месяц находился в жёстком депрессняке, я не понимал, что реально такое возможно. Потом люди мне объяснили, что бывают разные случаи, и я потихоньку отпустил эту ситуацию.

— А какие трудности возникают во время работы?

— Каждый раз мне тяжело начать писать сценарий и смету. Я очень люблю съёмочный процесс, монтаж, и ненавижу цифры, счёт и заполнение бумаг. Мне нравится рисовать раскадровки, но всё прописывать — не клёво. Допустим, у меня есть проект в разработке. Я жду, когда мне просто дадут денег и скажут: делай своё дело, а всё остальное мы возьмём на себя.

Раз мы начали говорить о трудностях, то я решаю спросить про обстановку на съёмках. Марк в ответ мне рассказывает, что он не очень эмоциональный, поэтому сложность состоит только в том, что все устают. И тут он вспоминает случай, когда он накричал на актёра.

— Я снимаю уже примерно года три, чтобы прямо серьёзно, и буквально прошлым летом я впервые закричал на съёмках. Актёр не выполнял задачи, и мне пришлось очень громко кричать на него, мы даже чуть не подрались. Всё решилось, конечно, без драк, но этот случай я запомнил.
После поездки Марк почувствовал, как люди изменились, почувствовал, каково это, когда люди меняют к тебе отношение из-за успеха. В плохом смысле, к сожалению.
Перспективы
Марку сейчас 17 лет, и он уже готовит крупные проекты с российскими звёздами, такими как Элджей и артисты Gazgolder. На вопрос, как так получилось, Марк начал рассказывать:

— За два месяца до начала тура Элджея я добавил в друзья его менеджера, Влада. Я кинул заявку и спустя некоторое время увидел, что он меня добавил. Подумал, есть в друзьях менеджер Элджея, круто. В итоге за две недели до тура мне приходит сообщение: привет, у тебя классные работы, не хочешь с Элджеем поработать? Я неоднозначно воспринял это предложение, мне казалось, что это прикол какой-то. Потом понял что нет и всё серьезно, но по определённым обстоятельствам у меня не получилось поехать, и поехал Ваня Лёвкин.

— Получается, тогда не вышло, появилась ещё одна возможность?

— Так как мы все в одной тусовке варимся, я приложил руку к определённым проектам. Я делал монтаж с Ваниного материала для нового альбома, эта история продолжалась. Третьего числа, ночью, мне просто сообщают, что мне берут билет в Москву на четвёртое число. У меня было всего несколько часов, чтобы собраться, и уже утром я был в аэропорту. В Москву я прилетел с маленьким рюкзачком с камерой, ноутбуком, в одних штанах, кофте и куртке. Так я познакомился с ребятами.

— Сейчас ты живёшь в Москве?

— Я поехал первоначально туда на неделю, по работе, и так получилось, что за два месяца я понабрал кучу проектов, знакомств. Так что сейчас я потихоньку туда перебираюсь.

— А планируешь переехать потом в другие города или страны?

Марк, не задумываясь, отвечает, что хочет в Америку. Потом даже начинает закатывать рукав кофты и показывает мне татуировку с гербом Америки — орлом.

— Сколько всего проектов ты создал? — интересуюсь я. Думаю про себя, что, наверное, много.

— Проекты, которыми я могу гордиться, находятся в разработке. Некоторые из них сейчас на финальных стадиях, это Москва. В целом, хороших работ у меня 12: два коротких метра, несколько клипов и документальные истории. Они все локальные, у меня не было возможности поработать с крутыми артистами. Единственный шанс — снимать концерты с топовыми чуваками, но концерты я не люблю снимать. Единственный раз, когда я согласился на концерт — тот случай с Элджеем, но он меня и перевёз в Москву.

Спрашиваю, как друзья отреагировали на успехи Марка. А он, совсем немного погрустнев, отвечает, что друзей особо и не было. Были какие-то приятели и знакомые, до того, как он улетел в Москву. Но после поездки Марк почувствовал, как люди изменились, почувствовал, каково это, когда люди меняют к тебе отношение из-за успеха. В плохом смысле, к сожалению.
Документальный фильм «My life Directed By Mark Yermilov»
Стремления
Говоря о достижениях, нужно сказать про личное понимание этих самых достижений. Ведь для каждого успех — это что-то своё. Нельзя сказать точно, как думает человек, пока его не спросишь об этом.

— Какой из своих проектов ты считаешь наиболее успешным?

— Самый успешный из проектов — мой документальный фильм «My life Directed By Mark Yermilov». Было очень много людей, которым я предлагал сняться, и ни одного отказа не было. Потом люди начали говорить, что это слишком круто, самовлюблённо, вообще просто слишком, и не понятно, что из этого выйдет. Когда я снял документалку, она хорошо стрельнула даже за пределами Томска. Некоторые люди передо мной извинились, мол, мы думали, что это будет суперпафосный видос, но там очень много затронуто жизненных тем.

— Не слишком ли рано снимать документальный фильм о себе в 16?

— Возвращаюсь к моим любимым фильмам. Я очень люблю документалистику, и всегда мечтал, чтобы про меня тоже сняли такой фильм. А потом я как-то проснулся и понял, что я хочу посмотреть этот документальный фильм. Думал снять его к концу жизни, но это скучно и неинтересно, да и вдруг желание пропадёт. И я сам для себя решил, что сниму этот фильм, и я его снял, снял где-то за четыре месяца.

— О чём рассказывается в этом фильме?

— У меня были очень серьёзные проблемы в школе с ребятами, учителями и, в целом, с людьми. Я контакта с ними не находил, даже доходило дело до драк. Ко мне подходила толпа, а я один, маленький, и мне ничего не понятно. Я хотел рассказать об этом и думал, как это изобразить. Художественный фильм снимать не хотелось, я бы не освободился от этой истории, и я просто об этом рассказал в документальном фильме. Смотрите, да, у меня такая жизнь. В этом фильме затронута тема человека, ни один человек говорит сейчас, что его целью не было показаться пафосным и самовлюблённым. Я хотел мотивировать этим фильмом других.

— А были ли какие-то предубеждения из-за возраста?

— В Томске все удивлялись, когда видели, что я делаю, а потом узнавали, сколько мне лет. Я очень активно начал заниматься портфолио лет в 14, и все люди, с которыми я работал, общался, ходил гулять, говорили «Вау!». Потом мне исполнилось 17, я думал, что прилечу в Москву и там от этого избавлюсь, потому что мне надоело слушать каждый раз одно и тоже.

Рассказал Марк пример такой славы: придёт он в компанию, где есть общий знакомый, и этот знакомый минут на сорок затягивает рассказ о том, какой Марк классный, а в это время он чувствует себя очень неловко. В Москве случилось то же самое, ничего не изменилось.

— Как мне сказал один хороший человек, с которым мы общаемся, Рома Capella: «Твоя история продаётся». Я всем хожу и говорю, что работал над проектами российского масштаба у себя в деревне, это максимальная мотивация и пример. Это классическая голливудская история: ребёнок бросает школу, он непонятно откуда, у него есть желание, и он пробивается в мир, и всё — он легенда. Я надеюсь, что у меня всё будет так же.


Текст: Майя Довгаль
Фото: Мария Лоскутова